В 1505 году Лоренцо Лотто, итальянский художник эпохи Высокого Возрождения, написал картину "Аллегория добродетели и порока".
Первоначально эта картина служила защитной крышкой для портрета Бернардо де Росси , епископа Тревизо, покровителя художника Лоренцо Лотто. Затем эти две картины были разделены.
О том, что картина имела отношение к епископу, говорит изображенный герб семейства де Росси. Он изображен на щите, прислоненном к дереву.
Картина, согласно её названию, носит аллегорический характер и раскрывает тему добродетели и порока.
Условно картину можно разделить на две части, представляющие собой две составляющие: светлую (добродетели) и темную (порока). Разделены части находящимся в центре картины деревом.
Дерево на картине выступает как символ выбора и представлено в виде дерева познания. Не даром о дереве в Библии говорится: "И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла."
Но дерево на картине Лоренцо Лотто не простое. Одна часть дерева - зеленая ветка, живая и стремящаяся ввысь. Вторая - всего лишь засушенный обломок. А между ними, привязанный ленточкой, осколок с божественным ликом.
Автор картины как бы говорит: все едино, все находится в воле Бога.
Как я уже упомянула, дерево делит полотно на две части. Правая часть представляет собой аллегорию порока.
Персонажем, представляющим порок, выступает козлоногое существо, божество леса. В греческой мифологии его называли Сатиром, и главным пороком его считалось сильное увлечение хмельными напитками.
Лоренцо Лотто и изобразил его пьяницей, с удивлением заглядывающим в пустой сосуд. Рядом с ним гроздья винограда, исходного материала для вина.
Интересно, что часть порока изображена зеленой, яркой, цветущей. Не таким ли и кажется мир, когда человек находится, как говорится, "под градусом".
И эта яркость мира не более чем иллюзия. Потому что всех, подверженных данному пороку, ждет одно - гибель. Что и изобразил художник в образе тонущего корабля.
Слева картины находится часть, отвечающая за добродетель.
И в отличие от противоположной части, представлена она суровым, сухим пейзажем. Жить в добродетели не легко, и это хотел сказать художник.
Символом добродетели на картине выступает ангелочек.
Интересны предметы, символизирующие добродетель.
Тут и книги - символ мудрости, транспортир, циркуль, угольник - символы строительства, флейта и свирель - символы искусств, свиток - символ поэзии.
Автор картины говорит, что только овладев ими можно достичь добродетели.
И как награда за неё - восход к вершинам, сияющим божественным светом. Что и совершает второй ангел.
За свою долгую жизнь картина сменила много хозяев.
Сейчас она хранится в Национальной галерее искусств в США, в городе Вашингтон, округ Колумбия.