С Максимом мы учились вместе на факультете журналистики. Это был один из самых начитанных, «насмотренных» и умных людей в группе. На третьем курсе Макс бросил университет и неожиданно для многих подался в модельный бизнес. Дальше у него была была работа в дорогих бутиках, а у меня — диплом убогого коммерческого института, который мне лично не дал ничего, кроме пары дорогих сердцу знакомств. Мы как-то потерялись, вроде даже не виделись совсем, только по соцсетям мне стало известно, что Макс занялся ландшафтным бизнесом, но как? Для меня оставалось вопросом.
Мне показалось это интересной историей: образы и представления о красоте, сформированные книгами и кино, вели человека извилистой дорожкой и, словно, за руку привели в сад — место для созерцания, медитации, где играет сын, где собирается семья, где происходит единение человека с природой.
Почему ты бросил институт?
Неинтересно. Можно так ответить? Мне нравилась литература. И когда вся интересная литература прошла, я покинул универ. Мне стало неинтересно.
А как с интересом к хорошей литературе вдруг пошел в модели?
Я очень любил и люблю кино и возвел себя в ранг абсолютного киномана и мыслил красивыми кадрами. Я посмотрел, что в Нижнем ничего не происходило особо, но было много друзей-фотографов. Я встал перед объективом и начал сниматься. Я не «нарциссил» и не делал это ради лайков. Вообще нет. Это важно понимать. И позже оказавшись в Москве в 15 году, я был очень впечатлен тому масштабу моделинга, что был там и мне очень захотелось этим заняться. Чему два года я и посвятил — я был фотомоделью. Кстати, огромное спасибо хочу сказать Артему Торопову и Саше Гордееву. Мы вместе много сделали крутого материала.
Какой пик твоих достижений в этом?
Со мной испанцы заключили контракт и сделали визу. Я же должен был висеть где-то в Барселоне на билбордах, кажется, PRADA. Кажется, даже это стоило миллион и мое агентство что-то мне там должно было дать, как вдруг из Испании пришел запрос на мое фото поближе. Я напрягся и они на полном серьезе забраковали мой отъезд из-за залысин на голове. Я в ответ скинул фотку, где мне пять лет и объяснил, что я не лысею, что это мой рост волос. Но мне на полном серьезе отказали. Потом было много предложений из Китая, но тут я им всем отказывал. Мое агентство «Авант Моделс» обиделись за это. Мне говорили, мол, Китай - это трамплин и потом ты полетишь дальше. Но, например, чуваки, которые были со мной, которые были после меня, до сих пор на этом трамплине остались и никуда не взлетели. Они не какие-то сладкие, они накаченные, скулы у них, едят спортпит и не едят сало. Четыре года они уже на это потратили. Бо – же! Это был спортивный интерес: я поставил себе цель и не удалось. Я потерял интерес. Правда, был потом момент — я мог улететь в Нью Йорк. Но тут заговорила, наверное, неуверенность в себе. Я зашел на сайт агентства, а там на тот момент были все звезды. Например, парень, который снимался у Мадонны в клипе. И все либо такие, либо бруталы с татуировкой на шее, супермодели с лукбуков люксовых брендов. И я такой: ой нет. Это первое. А второе — мне нужно было вкинуть сотку, чтобы туда улететь. И с одной стороны Америка, а с другой вот это все. И нет. Было приятно лишь одно: с меня начался мужской набор в «Авант Моделс».
Потом ты как-то оказался в бутиках Лобачевского Плаза.
Да, начались поиски себя в Нижнем. У меня хорошо получается продавать, разговорить клиента, понять, что ему нравится. Не знаю, откуда это. Я полгода проработал. За деньгами пошел, но понял, что их там нет.
Куда занесло дальше?
Я, работал в компании Металлокомплект М в самой заднице Сормово, но с московским головным филиалом. Я никогда не видел, чтобы товар на предприятие приходил по железной дороге. Ты молодой, ничего не добиваешься и вдруг смотришь: мужики разгружают 30 тонн арматуры и им делать это весь день. Ну, понимаешь масштаб? Это произвело на меня впечатление. И я понял, что это все надо продавать, потому что просто нет места хранить и у меня получилось. Но вот у меня получилось и стало неинтересно. И еще, как всегда, в продажах: ты можешь заработать 200 тыс, 500 тыс, миллион. И как только ты начнешь справляться с планом, тебе его начнут задирать так, чтобы ты не справился. Искусственно не дают зарабатывать. Но там был такой «поцик». Я говорю, как есть. Об этом парне больше ничего не надо знать, кроме того, что он работал вышибалой в клубе. Он как-то ко мне подошел и говорит: «Макс, а давай корчевать пни?» Потрясающая история. Мы поехали на его раздолбанной копейке под русский репчик корчевать пни и за день я один заработал 15 тыс рублей.
Так ты пришел к земле?
Да! И так началось и завертелось. Ты баба Дуня и тебе нужна одна сотка газона. Мы приезжаем и делаем это не за три дня, как другие, а за день.
Ты работал с этим своим товарищем вдвоем? А как находил клиентов? Сейчас это скорее всего вообще не будет работать, но тогда я напарсил имейлы разных организаций и сделал тупую рассылку типа «если у вас есть бизнес, есть территория, мы сделаем классно». Ну, я сейчас еще хорошо сказал, а тогда все было отвратительно и представляешь, с этого позвонили! Сеть автомоек самообслуживания заказала 15 соток газона, которые мы сделали за неделю, а это супер быстро и кейс таков, что мы работали ночью, в жуткий ливень, на износ. За неделю сняли землю, увезли и завезли готовый грунт и настелили газон.
Вдвоем?
Нет, вдвоем и узбеки. Для камеры — мексиканцы. Я, Паша и мексы. Мы это сделали и нам не заплатили до конца. А потом выяснилось, что заплатили. Паше. На нем было ИП и на часть денег он меня кинул. И я сел и подумал: а где весь мой бэкграунд, где фильмы, книги, что я прочел, все то, что я почерпнул, выучил? Я что, буду руками пни корчевать? И началась такая штука, как бизнес литература. И вот что я скажу: там нигде не написано, как искать клиентов. Нигде. Все книги подобной тематики — водица. Я к стойке книг Синергии подхожу и меня водой захлестывает.
Но я бы хотел, чтобы ты упомянула в нашей беседе вот это: людям эта книга поможет. Александр Ионицкий — невероятно потрясающий, сейчас директор по рекламе «Сноба». Работал в «Афише». Первая книга вроде закончилась и ее невозможно купить и она есть только у меня дома (подмигивает) - «Лети с приветом или 200 писем с Большого Гнезднековского переулка». Там двести реальных писем клиентам Афиши.
Сейчас вышла вторая книга уже про работу в Снобе. Я заказал, она уже идет и меня буквально потряхивает. Потому что из первой я столько всего взял и пользуюсь, а тут... ух. Это сокровища для всех тех, кто проводит много встреч с клиентами и постоянно коммуницирует с ними, ищет к ним подход. Есть еще две обязательные книги по этой теме: «Никогда не ешь в одиночестве» Феррацци Кейт и «Клиенты на всю жизнь» Карл Сьюэлл. До всех книг меня спасала моя бешеная коммуникация — я всем писал. Надо или нет. Я напишу.
Давай по порядку. Ты расстался с компаньоном. Что было дальше? Что ты чувствовал в этот момент? Здесь ты понимал, что можешь не справиться, что лезешь туда, где есть профессионалы? Как ты сунулся в озеленение в ландшафт? Ну, то есть в случае, как с Нью Йорком, где тебя напугали деньги, накаченные красавцы, то тут... ничего не пугало? Да-да, красавцы и перелет. И вот я перелечу через океан и я там кто? А здесь нет. Здесь я остаюсь и тут мне комфортно.
Есть замечательный человек — Сергей Полонский. Мне плевать, что он отсидел. Я считаю, что его подставили. В России считаю таких примеров, как он вообще нет. Он тогда для Москва Сити притянул десятки архитекторов со всего мира. Он не в Директ писал. Это надо понимать. И Полонский начал с того, что с другом взял тендер, кажется, по кровле и ночами читал учебники про устройство кровли. Для меня это был пример. И вот тогда я открыл видео, как Сергей Полонский принимает бетон, а там один мат. Тысяча кубов бетона, Полонский и ор.
Я посмотрел и да, можно сказать, меня это вдохновило. У меня опыт работы с землей был, понятие в озеленении, не в благоустройстве, а в озеленении в самом простом, у меня был. Это стало отправной точкой. Я обратился в Строительный вуз, нашел архитекторов. Сейчас мы одна команда.
Я тогда еще нашел чувака из тусовки скейтеров. Он был моим партнером, но по сути он был перевозчиком меня. И мы с ним сняли офис, который еле тянули потому что тот стоил 40 тыс. И платили-платили, надрывались.
Так, хорошо. Вы набрали людей, сидели в этом офисе, проектировали что-то. Так было год или полтора? Да.
Потом наша сотрудница Яна понимает, что знает больше всех нас раз в тысячу. А она потрясающе училась, ее все котируют. И она такая: я как бы уйду, но мы можем сотрудничать и я говорю: «ну ок». а потом понял, что совсем «не ок» и что я вывезу озеленение, а не гонять на тачке и говорить с прорабами. Я расстался с партнером и сейчас мы работаем с Яной. Никто не тащит одеяло на себя. У нас разные одеяла. Я занимаюсь нашим развитием и общением с клиентом. Яна – занимается выездами на объект, главный ландшафтный архитектор, она выполняет проектирование, она встречается с прорабами, то есть она контролирует объекты и ее скорее нет в офисе. В офисе — я.
Как ты понимал, как строить бизнес?
Я, например, был как бы клиентом всех компаний. Я прозвонил все нижегородские и не только ландшафтные агентства и придумал легенды какой сад я хочу, заполнял всякие технические задания, говорил с менеджерами и как результат мне делали коммерческое предложение, которое я и анализировал. Первое на что я смотрел — стоимость услуг, оформление коммерческого, есть ли там ссылки и как визуально выглядит. В основном это всегда был полный колхоз. Мне непонятно, куда смотрит HR, когда берет таких менеджеров по продажам. И второе — я понимал профессионализм компании. Я считаю, что если взяли плохих менеджеров, то в проектировании и реализации все будет так же. Мне кажется, если компания «выдает» крутые сады, то рыба хороша вся с хвоста до голову, то есть вся команда супер профессиональна.
Мне очень нравится модель GOODWOOD. Это наши партнеры. Их модель бизнеса, их манера общения и их цель — это потрясающе. Я сейчас скажу их словами. Они хотят «обелить» рынок строителей. Нам это очень близко. Мы хотим в эту движуху влиться. Круто было бы собраться со всеми теми, кто реально классно и на совесть делает. Это важно. Знаешь, это еще хороший пример нетворкинга. Я пришел на их семинар в SHERATON, со всеми познакомился и предложил: «а давайте вы будете нас рекомендовать?» Чтобы ты понимала, у них средний ценник на дом, наверное, от 5 миллионов. Это клееный брус, большие стекла, панорамные окна, это дорого, это красиво. И они такие: «А давайте».
И вот я бы хотел сказать: я в самом начале, когда брал заказ, то старался клиенту продать сразу все. Ну, знаешь, у меня никогда не было денег и тут я дорвался и понял, что можно зарабатывать. Я не говорю обманывать. Нет! Ну навязывать какие-то вещи, которые клиенту реально-то и не нужны. А потом понял, что ландшафтный дизайн — это комфорт для человека, а не комфорт для меня. Я-то потом все это пересмотрел и успокоился, но, представляешь, многие даже строят с этим. И, кстати, очень важный момент: ответственность. Мы сделали сад и несем за него ответственность. А строители дом построили и им выгодно отвалить.
Самые сложную ситуацию за это время можешь вспомнить?
Да. Нас наняли для того, чтобы перед Чемпионатом Мира высадить 200, мать его, тысяч луковиц в ноябре. Это сажают в сентябре, но тендер, распил, все сместилось и к нам обратились в ноябре. «Макс не хочешь? Конечно хочу!». История смешная. Мы озеленяли всю нижнюю часть города: автозавод, мещера, территория около стадиона. А у ребят, которые работали по верхней части города, бабки ночью вылезли на ул. Ванеева и накапали луковиц - внимание - пять тысяч штук бля*ь. Это нужно сказать матом! Пять тысяч луковиц украли бабки на улице. И после этого вся бригада устроила засаду — вызвали журналистов с тк «Волга» и тогда эти воришки не пришли. Шах и мат.
Но мне, например, просто подходили и говорили: «милок, не насыпаешь?» Я говорю: «Насыплю — одна штука — 50 рублей». «А нет, можно забрать?» Ну, то есть на полном серьезе люди подходили и просили забрать луковицы, по-настоящему, физически. Понимаешь? У меня был тогда конъюнктивит и я ходил в очках, чтобы спрятать весь ужас на лице и когда вот так ко мне подходили, я снимал очки и показывал мой красный глаз, а он был как у Шварцнегера в первом Терминаторе. Я говорю сейчас серьезно. Я отгонял от себя людей с такими предложениями. Не думаю, правда, что в этом люди виноваты. Наверное, в этом виновато государство, раз человек себе луковицу купить не может.
Это сложный вопрос. Это еще и вопрос того, как человек относится к своему городу. Наш народ исторически не имел частной собственности. И сейчас получается мы вышли за дверь, закрыли ее на ключ и то, что за ней — наше, а что перед — чье-то чужое и нам на это плевать. У людей нет ощущения того, что город — это их дом и цветы в клумбе — это их цветы. Это большая проблема. Люди не чувствуют своей причастности. Они не понимают, что их деньги в виде налогов на это все идут и они вправе это принимать за свое, хранить, беречь и радоваться, а не воровать.
Да, наверное. Ладно на улице луковицу украли, но вот еще история. Я был в шоке. Мы как-то частным клиентам перехватывали 500 штук луковиц. Их можно в «Оби» купить. Я приезжаю, а там все пакеты вскрыты. ВСКРЫТЫ ПАКЕТЫ ЛУКОВИЦ В ОБИ. У них есть дырочки для вентиляции и очень вскрыть легко. Так бабки приходят и воруют прямо из магазина. Там же за руку схватить могут. И это будет позор.
А тебе приходилось взятку давать?
Нет. Никогда. Только бонусы дизайнерам. За рекомендацию. Девушка нас порекомендовала, мы реализовали проект и я ей денег прислал. И она мне в ответ сказала: «о спасибо, платьице куплю». Но многие дизайнеры не верят в то, что с рекомендации что-то получится. А, как видишь.
Тебе комфортно в Нижнем работать?
Да, но Нижнего для нас мало. Мы уже сделали несколько проектов в Москве удаленно. И еще у нас есть прекрасная Даша Виноградова, супер архитектор. Она уехала в Сочи, она нам доверяет и оттуда подкидывает заказы. И мы справляемся, не постесняюсь сказать, на европейском уровне. Это когда и проектирование крутое и ты не из «Оби» скамейку возьмешь, а интересную, дизайнерскую и когда ты понимаешь, что к реализации отнесешься так, что в земле будешь по шею сидеть. Считаю, что ко всему такое отношение должно быть. В Сочи у нас именно такой объект. Это первая линия с видом на море. Есть еще проект в Европе. К сожалению, у некоторых заказчиков, даже из Москвы, нет понимания, что такое «сад».
А что такое сад?
Сад - это место, где тебе комфортно, где ты время проводишь. Это не где газон, дорожки из плохой брусчатки и туя. Сад - это твое место, где можно тусить, друзей приводить, заниматься йогой, свадьбу сыграть, в конце концов. Для бизнеса сад может быть крутой фишкой. Например, мастер-класс провести. Допустим, ты йога-коуч, так приглашай людей и занимайся в саду. Ставь модульный офис, маленький такой бункер и вот ты с маком сидишь и ты как с pinterest. Вот так круто можно и это недорого.
Я читал американскую статью «Как сад влияет на сексуальную жизнь». А есть исследования! И как это на здоровье ребенка влияет и тд. У нас же думают, что сад - это только газон, дорожка, шашлыки пожарить. Понимаешь, во-первых, есть огромное количество селекционных растений очень красивых, за которыми не надо особо ухаживать. Они фантастически круто выглядят. Во-вторых, они создают много пользы для экологии.
А свой современный сад дорого обойдется?
Проект в среднем 100 тысяч. Реализация в среднем 2 миллиона. Тут я бы хотел сказать, какой мы отдаем проект. Это рабочий проект, который реализует любая компания. Мы принципиально не делаем проект только под себя. Есть компании, которые делают 5 чертежей и отдают заказчику. Мы же делаем так, что по этому можно строить и не только нашими руками. Касаемо оформления мы первые по качеству визуализации. У всех проект ассоциируется с бумажками. Большинство компаний делают так и я считаю, что этим они обесценили понятие проекта. Нам многие говорили «Зачем мне эти бумажки»? Мы же делаем 3D прогулку по саду. То есть ты как заказчик заходишь на YouTube, камера летает и ты по саду гуляешь. У нас европейское качество подхода к ландшафтному проектированию.
И нужно понимать, такой проект готовится месяц или два. В менталитете русского человека — придти к ландшафту - это позвонить в мае и думать, что мы сразу придем и начнем строить. Нет. Два месяца только будем проектировать. Это супер важно. Самое важное. В мае все уже хотят строить свой сад и к этому времени уже будет проект со сметой, если начать сейчас. Будет достаточно времени на подумать и согласовать. Для этого мы и запустили акцию, чтобы людям объяснить, когда надо этим начинать заниматься.
ПОДРОБНЕЕ ОБ АКЦИИ ПО ССЫЛКЕ https://www.fusion.garden/sale
ДЛЯ ВАС АКЦИЯ ПРОДЛЕНА ДО 8 ДЕКАБРЯ
А какой твой клиент мечты?
Мечтаем о том клиенте, что придет и сказать — хочу шедевр. И сделаем...
Мы называем этих людей - «приятная богема». Они начитаны, разбираются в искусстве, у них прекрасная "насмотренность". Мы таким людям можем предлагать арт-объекты, какие-нибудь кинетические мельницы, например. Очень красивая штука, которая крутится от ветра. Она фактурно/архитектурно круто выглядит...
Такое можем или что-то новое в стиле эко. Я не привязываюсь к тренду. Мне кажется, это очень логично, что человечество к этому пришло. Может я и Хокинга перечитал, но по-моему, вот он рубеж, когда надо начинать делать эко-сады иначе дальше будет беда.
А клиент мой. Знаешь, я бы мечтал создавать сады для интеллигентов. Для таких, гостей программы «ЕЩЕНЕПОЗНЕР» или аудитории «Парфенон», посетителям Пушкинского музея или ММОМА. Нам есть, что таким людям предложить.
Хорошо. Но как ухаживать за садом. Что делать зимой? В этом же всем надо разбираться. Надо много времени.
Ну, во-первых, с того года мы запустили проект «Мистер Садовски» по уходу за садом и в этом году открыли направление для B2B по уходу за растениями в кафе и заведениях. Во-вторых, нужно понимать, существует невероятно огромное количество растений, которые прекрасно зимуют в нашей полосе. Не надо бояться. Есть куча всего неприхотливого. На зиму мы кроем ваши туи специальной белой тканью или сколотим каркасы из дерева и мешковины. Кстати, я уверен, что ты думаешь, что это от мороза. Вовсе нет. Деревья нормально зимуют и не промерзают. Эти покрытия — это от весеннего солнца. Оно может сжечь дерево.
И да, на свои посадки мы даем гарантию! На растение гарантию — страшное дело. Вот, например, в Аэропорту умер наш бонсай. Там над клумбой высокая крыша и получается, что снег не попадает, а если бы он попадал, то растение было бы укрыто естественным путем от обжигающего солнца. Второе — с точки зрения визуальной привлекательности, так как это бренд, это аэропорт и им важна внешняя составляющая, поэтому нам не разрешили укрыть бонсай, мы просмотрели это в договоре и солнце его сожгло весной и мы попали на 100 тыс и на покупку нового. В рамках круглогодичного сервиса поменяли растение. Но уже сейчас мы встали в позу: либо вы укрываете дерево и мы продолжаем уход, либо мы гарантию на будущее не даем.
Вообще мне нравится словосочетание «Бизнес ландшафт». Ландшафт для бизнеса — это очень здоровая идея. Явно качество бренда, отношение к нему повышает. Я хожу по встречам и даже в плюс 30 жары такой серьезный в пиджаке про это говорю.
Слушай, кстати, да. Ты всегда такой модный. Это важно в твоей теме, чтобы тебя воспринимали серьезно? Просто сейчас явно изменился образ мужчины из бизнеса. Помнишь, например, сериал «Секс в большом городе» и образ затянутого в строгий костюм успешного мужчины. Сейчас же эта модель устарела. Сейчас ты уже можешь быть расслабленный в футболке и кроссовках или у нас еще судят по этому?
Все таки зависит от объекта. Если клиенты модные и следят за трендами, я одеваюсь точно не в классику. Это может быть свитшот или худи. Это показывает твою индивидуальность, твой подход к проекту, объекту. И мне хочется верить в то, что клиент это считывает.
Какие-то сдержанные луки в английской классике — это для встреч более официальных, где на первом месте все-таки деньги и уже потом история про сад. Я сейчас в пиджаке и ботинках сижу, а не в NEW BALLANCE потому что я их купил и они мне очень нравятся и я хочу их носить. И мне это все органично и красиво и нравится.
Окей, тогда вот еще. Я сама работаю с бизнесом и часто вижу, что мало, кто вообще что-нибудь считает, мало кто садится и смотрит, что сколько будет ему стоить, как обслуживается, свою выгоду. Люди не работают с цифрами.
Да! Можно зацеплюсь за тему? Именно. Многие покупают в свое кафе фикус за 8 тыс рублей и он у них прекрасно умирает, а у нас уход в месяц за 8 растений может стоить всего 2000 рублей. И я стараюсь людям это объяснить.
Так, да. Я хотела сказать еще, как у многих не продуманы цифры, так же не продуманы и идеи. А у вас сформирована целая философия. Как вы вообще к этому пришли?
«Фьюжн» работает в стиле самой природы, поэтому не создает искусственных подделок. Хорошо спроектированные пространства дают человеку чувство свободы и комфорта, которые могут привести к более устойчивым отношениям между нами, социумом и Землей. Мы ведем глубокий диалог с местом, его историей и эмоциональными представлениями людей. Подчеркивая в проектах красоту мест, посредством дизайна мы стремимся раскрыть поэтическую экспрессию русских ландшафтов.
Слушай, ну сложно заниматься садовым дизайном и не быть амбассадором экостиля. Как это?
Появилось понимание, что даже грядки могут быть приподнятыми и выглядеть классно. Это называется «французская грядка». С Версаля, кажется, пошло. Это можно засаживать однолетней капустой. Потрясающе красиво. Это будет выращено на твоей земле и ты можешь давать детям есть. Ты можешь у себя сделать огород, но мы между собой называем это «сад пряных трав». Ну немного неправильно, потому что не только травы можно. Фермерство для себя — мне кажется, это то, что тоже должно быть в садах. Это сады в стиле хайтек это можно интегрировать.
Но у нас у людей пока нет понимания стиля. Знаешь, например, смотришь французские фильмы, где фигурируют какие-то дворы и там какие-то свадьбы и что-то еще. Там создано все очень просто: газон, просто белая лавка. Поставь ее, загороди от ветров с реки теми же туями, да чем угодно и получится камерный сад. Мы называем это «садовая комната». Мы стараемся это предлагать. Пока люди сложно понимают. Пока что у нас не было сада такого, именно сада, у которого проект «один в один» реализовали.
Хотя была такая история, которой я очень горжусь — Сад Имени. Однажды к нам в офис пришел Артем Филатов — совершенно гениальный человек и ушел через четыре часа. Он рассказал, что специально уехал в Швейцарию на пол года, жил там, брал интервью у владельцев крематориев, которые держат крематории. Артем пришел к нам и рассказал про свою идею создания сада во внутреннем дворе нижегородского крематория.
«Сад имени» — это общественный мемориальный комплекс, созданный художниками Артёмом Филатовым и Алексеем Корси во внутреннем дворе частного крематория в Нижнем Новгороде.
Когда у тебя умер близкий, ты можешь ему посвятить растение в настоящем ботаническом саду при Крематории. Это очень круто. Сейчас Артем замутил тему с конвертами. То есть ему люди шлют конверты с семенами растений и он сеет их в саду имени. То есть саженец — это легкий путь, читкод, а семена неизвестно еще взойдут ли. Невероятно. Целая философия.
Сам сад мы спроектировали, добавили множество разных растений, в том числе и сорных. Мокли под дождем, выкапывали вручную, приносили из питомников, собирали.
Я когда собирался туда, грустил, тема же такая. А в саду в этом побыл, на растения посмотрел и уехал в совершенно другом настроении. Знаешь, там было круто самому руками работать. А это показатель: как понять, что ты в ландшафте и тебе нравится то, что ты делаешь? Это когда ты сам возишься в земле. Если ты уже не делаешь этого, а сидишь в кабинете - все, ты перегорел.
Назови три твоих любимых проекта.
Сад имени, конечно.
Проект «Русвинил» в стиле новой волны: многолетние растения, злаки, которые раскачиваются на ветру, которые на зиму отмирают, а потом снова восходят. Изумительно. Это и есть новая волна: буйноцветие, разнотравие, дикое, модное, привлекает насекомых. Кружат бабочки, летают шмели. Очень красиво.
Это нереальная история: нас только повели по участку и сразу стало видно было масштаб. Это был не дом был, а корабль из клинкерного ручной работы кирпича. Тогда управляющий дома перевернул все картины и фото, чтобы было непонятно, но одну не успел и я на картине разглядел Ирину Абрамович с Романом и с детьми. И вот я смотрю: Абрамовичи. И меня то в пот, то в жар. Но мы сработались тогда. Три года не вылазили оттуда. Горжусь, что только начинали тогда, но справились.
Вот третий любимый проект - виллы Ирины Абрамович.
Возвращаясь на точку, где Максим ищет себя в бутиках в Лобачевском Плаза, ты можешь сказать, что сейчас ты себя нашел?
На 100 % нет. Масштабироваться надо. Хочется больше дистанционных заказов из других городов и стран. В планах - завоевать Москву, Казань, Питер... Я скоро туда десантируюсь. Мы очень хотим выйти на проектирование садов на западе и вообще по всему миру, потому что мы не ограничены ничем, нам не нужен вертолет, чтобы прилететь в Лондон для проектирования сада. Все это делается удаленно. При обращении к нам просто заполняется техническое задание, клиентский бриф. Если клиент хочет, мы можем это заполнить, общаясь по видеосвязи. Я нахожу специалиста, который на месте выполнит топографическую съемку по моему тех заданию, мы формируем коммерческое предложение и в путь.
Мы можем проектировать хоть в Барселоне, хоть в Стокгольме, хоть в Питере, хоть в Москве. Смысл в том, что у нас в штате есть дендролог — специалист, который подбирает растения и занимается внедрением их в проект. Соответственно, нам неважно, какая климатическая зона. Мы растения подберем правильно. Я почему еще это говорю, потому что это частое возражение.
Мы можем спроектировать сад хоть в Сингапуре. Можно связаться с местными садовыми центрами, можно организовать удаленную работу по привозу посадочного материала на участок, но если это не устроит, то мы конечно, можем вылететь на место с авторским надзором и под ключ реализовать.
Сейчас, например, мы занимаемся проектом в Барселоне. Там местная компания и московская какая-то выставили сумасшедшие суммы. А мы сделаем в лучшем виде, но куда доступнее.
Ты в своей сфере? Думал, что твои способности могут быть приложены еще где-то?
Думал. Уверен, что да. В своей. Я бы не бросил ландшафт, но энергии в избытке, как и свободного времени. Я бы хотел себя попробовать в продажах и развитии бизнеса еще где-то.
А ты думал, что тебя сформировало?
Мне нравится природа, нравится копаться в земле и я обожаю рыбалку. Нравится, когда я после рыбалки ноги грею в костре.
Как тебя воспитывали родители?
Да обычно. Ничего особенного.
Тебя ограничивали? Заставляли учиться?
Ну, у меня школа 4-5. Это важно?
Нет, важно не это. Хочется понять, в какой среде ты рос. Тебя стимулировали? Воспитывали?
Нет. Меня не ограничивали. Я рос в альтернативной среде, ездил на концерты, во всяких движухах участвовал. Ну да, мы кормили бомжей. Такое мировое движение в 80х возникло (оно и сейчас есть) “Food not bombs”. Мы готовили макароны и людям, кто просит на улице поесть, раздавали и за это от правых ребят мы получали "люлей".
Я слушал и слушаю очень много разной музыки: от классики и джаза до хип-хопа и техно. У меня вообще есть предположение, что если ты слушаешь много разной музыки, ты легче можешь коммуницировать с самыми разными людьми.
Книги, кино, как ты к этому пришел?
А как к этому можно было не придти? Берешь книгу и читаешь.
В фильмах и книгах мы находим себя, свою схожесть с героями. Мы подражаем им, учимся на их опыте. Они нас вдохновляют. Черт, это поистине увлекательное занятие!
Тебя воспитывали в этом?
Как же я к чтению пришел? Может быть дыры какие-то затыкал книгами. У меня сейчас вторая волна даже. Я вот с ребенком играю или за столом сижу и читаю Буковски. Я, кстати, его распробовал. Раньше не понимал.
А как ты ребенка своего воспитываешь?
Прекрасно. Мы прививаем ему любовь к книгам. Нам с женой очень близка система Монтесорри. Мы недавно создавали дождевой сад в рамках фестиваля, дали ребенку лопату и он капал и кайфовал. И это невероятно!
Есть замечательный актер Джейк Джиленхолл, который участвует и поддерживает в THe Edible Schoolyard Project, где с детства приучают детей к возделыванию земли.
«Когда дети пачкают руки в саду или экспериментируют на кухне, им весело, - говорит Джейк Джилленхол, - но что более важно, они узнают о том, как заботиться о себе и друг о друге. Этих уроков нет ни в одной государственной образовательной программе, но при этом это одна из лучших инвестиций в будущее нашей страны, которую мы можем сделать».
Ты счастливый человек?
Ну, конечно же до конца нет.
Счастье — это шкала, которая растет. Достиг чего-то — подросло. И у меня множество таких планок в жизни. Знаешь, иногда счастье и в деньгах в том числе.
Когда у меня будет сад из южнокорейского фильма «Паразиты», то есть пространство, в котором идеальный, изумрудного цвета газон, по забору массивная живая изгородь, дом и по центру многовековой бонсай — семейное дерево, где отдыхаю я со своей семьей. Вот тогда я, наверное, буду счастлив.