Найти тему

Максим Шкирев: книги, бизнес и сады для интеллигентов.

С Максимом мы учились вместе на факультете журналистики. Это был один из самых начитанных, «насмотренных» и умных людей в группе. На третьем курсе Макс бросил университет и неожиданно для многих подался в модельный бизнес. Дальше у него была была работа в дорогих бутиках, а у меня — диплом убогого коммерческого института, который мне лично не дал ничего, кроме пары дорогих сердцу знакомств. Мы как-то потерялись, вроде даже не виделись совсем, только по соцсетям мне стало известно, что Макс занялся ландшафтным бизнесом, но как? Для меня оставалось вопросом.

Мне показалось это интересной историей: образы и представления о красоте, сформированные книгами и кино, вели человека извилистой дорожкой и, словно, за руку привели в сад — место для созерцания, медитации, где играет сын, где собирается семья, где происходит единение человека с природой.

фото: Яна Александрова
фото: Яна Александрова

Почему ты бросил институт?

Неинтересно. Можно так ответить? Мне нравилась литература. И когда вся интересная литература прошла, я покинул универ. Мне стало неинтересно.

А как с интересом к хорошей литературе вдруг пошел в модели?

Я очень любил и люблю кино и возвел себя в ранг абсолютного киномана и мыслил красивыми кадрами. Я посмотрел, что в Нижнем ничего не происходило особо, но было много друзей-фотографов. Я встал перед объективом и начал сниматься. Я не «нарциссил» и не делал это ради лайков. Вообще нет. Это важно понимать. И позже оказавшись в Москве в 15 году, я был очень впечатлен тому масштабу моделинга, что был там и мне очень захотелось этим заняться. Чему два года я и посвятил — я был фотомоделью. Кстати, огромное спасибо хочу сказать Артему Торопову и Саше Гордееву. Мы вместе много сделали крутого материала.

Какой пик твоих достижений в этом?

Со мной испанцы заключили контракт и сделали визу. Я же должен был висеть где-то в Барселоне на билбордах, кажется, PRADA. Кажется, даже это стоило миллион и мое агентство что-то мне там должно было дать, как вдруг из Испании пришел запрос на мое фото поближе. Я напрягся и они на полном серьезе забраковали мой отъезд из-за залысин на голове. Я в ответ скинул фотку, где мне пять лет и объяснил, что я не лысею, что это мой рост волос. Но мне на полном серьезе отказали. Потом было много предложений из Китая, но тут я им всем отказывал. Мое агентство «Авант Моделс» обиделись за это. Мне говорили, мол, Китай - это трамплин и потом ты полетишь дальше. Но, например, чуваки, которые были со мной, которые были после меня, до сих пор на этом трамплине остались и никуда не взлетели. Они не какие-то сладкие, они накаченные, скулы у них, едят спортпит и не едят сало. Четыре года они уже на это потратили. Бо – же! Это был спортивный интерес: я поставил себе цель и не удалось. Я потерял интерес. Правда, был потом момент — я мог улететь в Нью Йорк. Но тут заговорила, наверное, неуверенность в себе. Я зашел на сайт агентства, а там на тот момент были все звезды. Например, парень, который снимался у Мадонны в клипе. И все либо такие, либо бруталы с татуировкой на шее, супермодели с лукбуков люксовых брендов. И я такой: ой нет. Это первое. А второе — мне нужно было вкинуть сотку, чтобы туда улететь. И с одной стороны Америка, а с другой вот это все. И нет. Было приятно лишь одно: с меня начался мужской набор в «Авант Моделс».

фото: Яна Александрова
фото: Яна Александрова

Потом ты как-то оказался в бутиках Лобачевского Плаза.

Да, начались поиски себя в Нижнем. У меня хорошо получается продавать, разговорить клиента, понять, что ему нравится. Не знаю, откуда это. Я полгода проработал. За деньгами пошел, но понял, что их там нет.

Куда занесло дальше?

Я, работал в компании Металлокомплект М в самой заднице Сормово, но с московским головным филиалом. Я никогда не видел, чтобы товар на предприятие приходил по железной дороге. Ты молодой, ничего не добиваешься и вдруг смотришь: мужики разгружают 30 тонн арматуры и им делать это весь день. Ну, понимаешь масштаб? Это произвело на меня впечатление. И я понял, что это все надо продавать, потому что просто нет места хранить и у меня получилось. Но вот у меня получилось и стало неинтересно. И еще, как всегда, в продажах: ты можешь заработать 200 тыс, 500 тыс, миллион. И как только ты начнешь справляться с планом, тебе его начнут задирать так, чтобы ты не справился. Искусственно не дают зарабатывать. Но там был такой «поцик». Я говорю, как есть. Об этом парне больше ничего не надо знать, кроме того, что он работал вышибалой в клубе. Он как-то ко мне подошел и говорит: «Макс, а давай корчевать пни?» Потрясающая история. Мы поехали на его раздолбанной копейке под русский репчик корчевать пни и за день я один заработал 15 тыс рублей.

Так ты пришел к земле?

Да! И так началось и завертелось. Ты баба Дуня и тебе нужна одна сотка газона. Мы приезжаем и делаем это не за три дня, как другие, а за день.

Ты работал с этим своим товарищем вдвоем? А как находил клиентов? Сейчас это скорее всего вообще не будет работать, но тогда я напарсил имейлы разных организаций и сделал тупую рассылку типа «если у вас есть бизнес, есть территория, мы сделаем классно». Ну, я сейчас еще хорошо сказал, а тогда все было отвратительно и представляешь, с этого позвонили! Сеть автомоек самообслуживания заказала 15 соток газона, которые мы сделали за неделю, а это супер быстро и кейс таков, что мы работали ночью, в жуткий ливень, на износ. За неделю сняли землю, увезли и завезли готовый грунт и настелили газон.

Вдвоем?

Нет, вдвоем и узбеки. Для камеры — мексиканцы. Я, Паша и мексы. Мы это сделали и нам не заплатили до конца. А потом выяснилось, что заплатили. Паше. На нем было ИП и на часть денег он меня кинул. И я сел и подумал: а где весь мой бэкграунд, где фильмы, книги, что я прочел, все то, что я почерпнул, выучил? Я что, буду руками пни корчевать? И началась такая штука, как бизнес литература. И вот что я скажу: там нигде не написано, как искать клиентов. Нигде. Все книги подобной тематики — водица. Я к стойке книг Синергии подхожу и меня водой захлестывает.

Но я бы хотел, чтобы ты упомянула в нашей беседе вот это: людям эта книга поможет. Александр Ионицкий — невероятно потрясающий, сейчас директор по рекламе «Сноба». Работал в «Афише». Первая книга вроде закончилась и ее невозможно купить и она есть только у меня дома (подмигивает) - «Лети с приветом или 200 писем с Большого Гнезднековского переулка». Там двести реальных писем клиентам Афиши.

Сейчас вышла вторая книга уже про работу в Снобе. Я заказал, она уже идет и меня буквально потряхивает. Потому что из первой я столько всего взял и пользуюсь, а тут... ух. Это сокровища для всех тех, кто проводит много встреч с клиентами и постоянно коммуницирует с ними, ищет к ним подход. Есть еще две обязательные книги по этой теме: «Никогда не ешь в одиночестве» Феррацци Кейт и «Клиенты на всю жизнь» Карл Сьюэлл. До всех книг меня спасала моя бешеная коммуникация — я всем писал. Надо или нет. Я напишу.

Давай по порядку. Ты расстался с компаньоном. Что было дальше? Что ты чувствовал в этот момент? Здесь ты понимал, что можешь не справиться, что лезешь туда, где есть профессионалы? Как ты сунулся в озеленение в ландшафт? Ну, то есть в случае, как с Нью Йорком, где тебя напугали деньги, накаченные красавцы, то тут... ничего не пугало? Да-да, красавцы и перелет. И вот я перелечу через океан и я там кто? А здесь нет. Здесь я остаюсь и тут мне комфортно.

Есть замечательный человек — Сергей Полонский. Мне плевать, что он отсидел. Я считаю, что его подставили. В России считаю таких примеров, как он вообще нет. Он тогда для Москва Сити притянул десятки архитекторов со всего мира. Он не в Директ писал. Это надо понимать. И Полонский начал с того, что с другом взял тендер, кажется, по кровле и ночами читал учебники про устройство кровли. Для меня это был пример. И вот тогда я открыл видео, как Сергей Полонский принимает бетон, а там один мат. Тысяча кубов бетона, Полонский и ор.

Я посмотрел и да, можно сказать, меня это вдохновило. У меня опыт работы с землей был, понятие в озеленении, не в благоустройстве, а в озеленении в самом простом, у меня был. Это стало отправной точкой. Я обратился в Строительный вуз, нашел архитекторов. Сейчас мы одна команда.

Я тогда еще нашел чувака из тусовки скейтеров. Он был моим партнером, но по сути он был перевозчиком меня. И мы с ним сняли офис, который еле тянули потому что тот стоил 40 тыс. И платили-платили, надрывались.

Так, хорошо. Вы набрали людей, сидели в этом офисе, проектировали что-то. Так было год или полтора? Да.

Потом наша сотрудница Яна понимает, что знает больше всех нас раз в тысячу. А она потрясающе училась, ее все котируют. И она такая: я как бы уйду, но мы можем сотрудничать и я говорю: «ну ок». а потом понял, что совсем «не ок» и что я вывезу озеленение, а не гонять на тачке и говорить с прорабами. Я расстался с партнером и сейчас мы работаем с Яной. Никто не тащит одеяло на себя. У нас разные одеяла. Я занимаюсь нашим развитием и общением с клиентом. Яна – занимается выездами на объект, главный ландшафтный архитектор, она выполняет проектирование, она встречается с прорабами, то есть она контролирует объекты и ее скорее нет в офисе. В офисе — я.

К нам однажды пришел клиент и говорит: «Хочу минимализм».   Мы говорим: «Стиль?»
Ответ: «Нет, в плане денег». Ты же понимаешь, что минимализм - это как раз дорого?
К нам однажды пришел клиент и говорит: «Хочу минимализм». Мы говорим: «Стиль?» Ответ: «Нет, в плане денег». Ты же понимаешь, что минимализм - это как раз дорого?

Как ты понимал, как строить бизнес?

Я, например, был как бы клиентом всех компаний. Я прозвонил все нижегородские и не только ландшафтные агентства и придумал легенды какой сад я хочу, заполнял всякие технические задания, говорил с менеджерами и как результат мне делали коммерческое предложение, которое я и анализировал. Первое на что я смотрел — стоимость услуг, оформление коммерческого, есть ли там ссылки и как визуально выглядит. В основном это всегда был полный колхоз. Мне непонятно, куда смотрит HR, когда берет таких менеджеров по продажам. И второе — я понимал профессионализм компании. Я считаю, что если взяли плохих менеджеров, то в проектировании и реализации все будет так же. Мне кажется, если компания «выдает» крутые сады, то рыба хороша вся с хвоста до голову, то есть вся команда супер профессиональна.

Мне очень нравится модель GOODWOOD. Это наши партнеры. Их модель бизнеса, их манера общения и их цель — это потрясающе. Я сейчас скажу их словами. Они хотят «обелить» рынок строителей. Нам это очень близко. Мы хотим в эту движуху влиться. Круто было бы собраться со всеми теми, кто реально классно и на совесть делает. Это важно. Знаешь, это еще хороший пример нетворкинга. Я пришел на их семинар в SHERATON, со всеми познакомился и предложил: «а давайте вы будете нас рекомендовать?» Чтобы ты понимала, у них средний ценник на дом, наверное, от 5 миллионов. Это клееный брус, большие стекла, панорамные окна, это дорого, это красиво. И они такие: «А давайте».

И вот я бы хотел сказать: я в самом начале, когда брал заказ, то старался клиенту продать сразу все. Ну, знаешь, у меня никогда не было денег и тут я дорвался и понял, что можно зарабатывать. Я не говорю обманывать. Нет! Ну навязывать какие-то вещи, которые клиенту реально-то и не нужны. А потом понял, что ландшафтный дизайн — это комфорт для человека, а не комфорт для меня. Я-то потом все это пересмотрел и успокоился, но, представляешь, многие даже строят с этим. И, кстати, очень важный момент: ответственность. Мы сделали сад и несем за него ответственность. А строители дом построили и им выгодно отвалить.

Самые сложную ситуацию за это время можешь вспомнить?

Да. Нас наняли для того, чтобы перед Чемпионатом Мира высадить 200, мать его, тысяч луковиц в ноябре. Это сажают в сентябре, но тендер, распил, все сместилось и к нам обратились в ноябре. «Макс не хочешь? Конечно хочу!». История смешная. Мы озеленяли всю нижнюю часть города: автозавод, мещера, территория около стадиона. А у ребят, которые работали по верхней части города, бабки ночью вылезли на ул. Ванеева и накапали луковиц - внимание - пять тысяч штук бля*ь. Это нужно сказать матом! Пять тысяч луковиц украли бабки на улице. И после этого вся бригада устроила засаду — вызвали журналистов с тк «Волга» и тогда эти воришки не пришли. Шах и мат.

Но мне, например, просто подходили и говорили: «милок, не насыпаешь?» Я говорю: «Насыплю — одна штука — 50 рублей». «А нет, можно забрать?» Ну, то есть на полном серьезе люди подходили и просили забрать луковицы, по-настоящему, физически. Понимаешь? У меня был тогда конъюнктивит и я ходил в очках, чтобы спрятать весь ужас на лице и когда вот так ко мне подходили, я снимал очки и показывал мой красный глаз, а он был как у Шварцнегера в первом Терминаторе. Я говорю сейчас серьезно. Я отгонял от себя людей с такими предложениями. Не думаю, правда, что в этом люди виноваты. Наверное, в этом виновато государство, раз человек себе луковицу купить не может.

Это сложный вопрос. Это еще и вопрос того, как человек относится к своему городу. Наш народ исторически не имел частной собственности. И сейчас получается мы вышли за дверь, закрыли ее на ключ и то, что за ней — наше, а что перед — чье-то чужое и нам на это плевать. У людей нет ощущения того, что город — это их дом и цветы в клумбе — это их цветы. Это большая проблема. Люди не чувствуют своей причастности. Они не понимают, что их деньги в виде налогов на это все идут и они вправе это принимать за свое, хранить, беречь и радоваться, а не воровать.

Да, наверное. Ладно на улице луковицу украли, но вот еще история. Я был в шоке. Мы как-то частным клиентам перехватывали 500 штук луковиц. Их можно в «Оби» купить. Я приезжаю, а там все пакеты вскрыты. ВСКРЫТЫ ПАКЕТЫ ЛУКОВИЦ В ОБИ. У них есть дырочки для вентиляции и очень вскрыть легко. Так бабки приходят и воруют прямо из магазина. Там же за руку схватить могут. И это будет позор.

-5

А тебе приходилось взятку давать?

Нет. Никогда. Только бонусы дизайнерам. За рекомендацию. Девушка нас порекомендовала, мы реализовали проект и я ей денег прислал. И она мне в ответ сказала: «о спасибо, платьице куплю». Но многие дизайнеры не верят в то, что с рекомендации что-то получится. А, как видишь.

Тебе комфортно в Нижнем работать?

Да, но Нижнего для нас мало. Мы уже сделали несколько проектов в Москве удаленно. И еще у нас есть прекрасная Даша Виноградова, супер архитектор. Она уехала в Сочи, она нам доверяет и оттуда подкидывает заказы. И мы справляемся, не постесняюсь сказать, на европейском уровне. Это когда и проектирование крутое и ты не из «Оби» скамейку возьмешь, а интересную, дизайнерскую и когда ты понимаешь, что к реализации отнесешься так, что в земле будешь по шею сидеть. Считаю, что ко всему такое отношение должно быть. В Сочи у нас именно такой объект. Это первая линия с видом на море. Есть еще проект в Европе. К сожалению, у некоторых заказчиков, даже из Москвы, нет понимания, что такое «сад».

А что такое сад?

Сад - это место, где тебе комфортно, где ты время проводишь. Это не где газон, дорожки из плохой брусчатки и туя. Сад - это твое место, где можно тусить, друзей приводить, заниматься йогой, свадьбу сыграть, в конце концов. Для бизнеса сад может быть крутой фишкой. Например, мастер-класс провести. Допустим, ты йога-коуч, так приглашай людей и занимайся в саду. Ставь модульный офис, маленький такой бункер и вот ты с маком сидишь и ты как с pinterest. Вот так круто можно и это недорого.

Я читал американскую статью «Как сад влияет на сексуальную жизнь». А есть исследования! И как это на здоровье ребенка влияет и тд. У нас же думают, что сад - это только газон, дорожка, шашлыки пожарить. Понимаешь, во-первых, есть огромное количество селекционных растений очень красивых, за которыми не надо особо ухаживать. Они фантастически круто выглядят. Во-вторых, они создают много пользы для экологии.

А свой современный сад дорого обойдется?

Проект в среднем 100 тысяч. Реализация в среднем 2 миллиона. Тут я бы хотел сказать, какой мы отдаем проект. Это рабочий проект, который реализует любая компания. Мы принципиально не делаем проект только под себя. Есть компании, которые делают 5 чертежей и отдают заказчику. Мы же делаем так, что по этому можно строить и не только нашими руками. Касаемо оформления мы первые по качеству визуализации. У всех проект ассоциируется с бумажками. Большинство компаний делают так и я считаю, что этим они обесценили понятие проекта. Нам многие говорили «Зачем мне эти бумажки»? Мы же делаем 3D прогулку по саду. То есть ты как заказчик заходишь на YouTube, камера летает и ты по саду гуляешь. У нас европейское качество подхода к ландшафтному проектированию.

И нужно понимать, такой проект готовится месяц или два. В менталитете русского человека — придти к ландшафту - это позвонить в мае и думать, что мы сразу придем и начнем строить. Нет. Два месяца только будем проектировать. Это супер важно. Самое важное. В мае все уже хотят строить свой сад и к этому времени уже будет проект со сметой, если начать сейчас. Будет достаточно времени на подумать и согласовать. Для этого мы и запустили акцию, чтобы людям объяснить, когда надо этим начинать заниматься.

ПОДРОБНЕЕ ОБ АКЦИИ ПО ССЫЛКЕ https://www.fusion.garden/sale

ДЛЯ ВАС АКЦИЯ ПРОДЛЕНА ДО 8 ДЕКАБРЯ

А какой твой клиент мечты?

Мечтаем о том клиенте, что придет и сказать — хочу шедевр. И сделаем...

Мы называем этих людей - «приятная богема». Они начитаны, разбираются в искусстве, у них прекрасная "насмотренность". Мы таким людям можем предлагать арт-объекты, какие-нибудь кинетические мельницы, например. Очень красивая штука, которая крутится от ветра. Она фактурно/архитектурно круто выглядит...

Такое можем или что-то новое в стиле эко. Я не привязываюсь к тренду. Мне кажется, это очень логично, что человечество к этому пришло. Может я и Хокинга перечитал, но по-моему, вот он рубеж, когда надо начинать делать эко-сады иначе дальше будет беда.

А клиент мой. Знаешь, я бы мечтал создавать сады для интеллигентов. Для таких, гостей программы «ЕЩЕНЕПОЗНЕР» или аудитории «Парфенон», посетителям Пушкинского музея или ММОМА. Нам есть, что таким людям предложить.

-7

Хорошо. Но как ухаживать за садом. Что делать зимой? В этом же всем надо разбираться. Надо много времени.

Ну, во-первых, с того года мы запустили проект «Мистер Садовски» по уходу за садом и в этом году открыли направление для B2B по уходу за растениями в кафе и заведениях. Во-вторых, нужно понимать, существует невероятно огромное количество растений, которые прекрасно зимуют в нашей полосе. Не надо бояться. Есть куча всего неприхотливого. На зиму мы кроем ваши туи специальной белой тканью или сколотим каркасы из дерева и мешковины. Кстати, я уверен, что ты думаешь, что это от мороза. Вовсе нет. Деревья нормально зимуют и не промерзают. Эти покрытия — это от весеннего солнца. Оно может сжечь дерево.

И да, на свои посадки мы даем гарантию! На растение гарантию — страшное дело. Вот, например, в Аэропорту умер наш бонсай. Там над клумбой высокая крыша и получается, что снег не попадает, а если бы он попадал, то растение было бы укрыто естественным путем от обжигающего солнца. Второе — с точки зрения визуальной привлекательности, так как это бренд, это аэропорт и им важна внешняя составляющая, поэтому нам не разрешили укрыть бонсай, мы просмотрели это в договоре и солнце его сожгло весной и мы попали на 100 тыс и на покупку нового. В рамках круглогодичного сервиса поменяли растение. Но уже сейчас мы встали в позу: либо вы укрываете дерево и мы продолжаем уход, либо мы гарантию на будущее не даем.

Вообще мне нравится словосочетание «Бизнес ландшафт». Ландшафт для бизнеса — это очень здоровая идея. Явно качество бренда, отношение к нему повышает. Я хожу по встречам и даже в плюс 30 жары такой серьезный в пиджаке про это говорю.

фото: Яна Александрова
фото: Яна Александрова

Слушай, кстати, да. Ты всегда такой модный. Это важно в твоей теме, чтобы тебя воспринимали серьезно? Просто сейчас явно изменился образ мужчины из бизнеса. Помнишь, например, сериал «Секс в большом городе» и образ затянутого в строгий костюм успешного мужчины. Сейчас же эта модель устарела. Сейчас ты уже можешь быть расслабленный в футболке и кроссовках или у нас еще судят по этому?

Все таки зависит от объекта. Если клиенты модные и следят за трендами, я одеваюсь точно не в классику. Это может быть свитшот или худи. Это показывает твою индивидуальность, твой подход к проекту, объекту. И мне хочется верить в то, что клиент это считывает.

Какие-то сдержанные луки в английской классике — это для встреч более официальных, где на первом месте все-таки деньги и уже потом история про сад. Я сейчас в пиджаке и ботинках сижу, а не в NEW BALLANCE потому что я их купил и они мне очень нравятся и я хочу их носить. И мне это все органично и красиво и нравится.

Окей, тогда вот еще. Я сама работаю с бизнесом и часто вижу, что мало, кто вообще что-нибудь считает, мало кто садится и смотрит, что сколько будет ему стоить, как обслуживается, свою выгоду. Люди не работают с цифрами.

Да! Можно зацеплюсь за тему? Именно. Многие покупают в свое кафе фикус за 8 тыс рублей и он у них прекрасно умирает, а у нас уход в месяц за 8 растений может стоить всего 2000 рублей. И я стараюсь людям это объяснить.

Так, да. Я хотела сказать еще, как у многих не продуманы цифры, так же не продуманы и идеи. А у вас сформирована целая философия. Как вы вообще к этому пришли?

«Фьюжн» работает в стиле самой природы, поэтому не создает искусственных подделок. Хорошо спроектированные пространства дают человеку чувство свободы и комфорта, которые могут привести к более устойчивым отношениям между нами, социумом и Землей. Мы ведем глубокий диалог с местом, его историей и эмоциональными представлениями людей. Подчеркивая в проектах красоту мест, посредством дизайна мы стремимся раскрыть поэтическую экспрессию русских ландшафтов.

Слушай, ну сложно заниматься садовым дизайном и не быть амбассадором экостиля. Как это?

Появилось понимание, что даже грядки могут быть приподнятыми и выглядеть классно. Это называется «французская грядка». С Версаля, кажется, пошло. Это можно засаживать однолетней капустой. Потрясающе красиво. Это будет выращено на твоей земле и ты можешь давать детям есть. Ты можешь у себя сделать огород, но мы между собой называем это «сад пряных трав». Ну немного неправильно, потому что не только травы можно. Фермерство для себя — мне кажется, это то, что тоже должно быть в садах. Это сады в стиле хайтек это можно интегрировать.

Но у нас у людей пока нет понимания стиля. Знаешь, например, смотришь французские фильмы, где фигурируют какие-то дворы и там какие-то свадьбы и что-то еще. Там создано все очень просто: газон, просто белая лавка. Поставь ее, загороди от ветров с реки теми же туями, да чем угодно и получится камерный сад. Мы называем это «садовая комната». Мы стараемся это предлагать. Пока люди сложно понимают. Пока что у нас не было сада такого, именно сада, у которого проект «один в один» реализовали.

Хотя была такая история, которой я очень горжусь — Сад Имени. Однажды к нам в офис пришел Артем Филатов — совершенно гениальный человек и ушел через четыре часа. Он рассказал, что специально уехал в Швейцарию на пол года, жил там, брал интервью у владельцев крематориев, которые держат крематории. Артем пришел к нам и рассказал про свою идею создания сада во внутреннем дворе нижегородского крематория.

«Сад имени» — это общественный мемориальный комплекс, созданный художниками Артёмом Филатовым и Алексеем Корси во внутреннем дворе частного крематория в Нижнем Новгороде.

Когда у тебя умер близкий, ты можешь ему посвятить растение в настоящем ботаническом саду при Крематории. Это очень круто. Сейчас Артем замутил тему с конвертами. То есть ему люди шлют конверты с семенами растений и он сеет их в саду имени. То есть саженец — это легкий путь, читкод, а семена неизвестно еще взойдут ли. Невероятно. Целая философия.

Сам сад мы спроектировали, добавили множество разных растений, в том числе и сорных. Мокли под дождем, выкапывали вручную, приносили из питомников, собирали.

Я когда собирался туда, грустил, тема же такая. А в саду в этом побыл, на растения посмотрел и уехал в совершенно другом настроении. Знаешь, там было круто самому руками работать. А это показатель: как понять, что ты в ландшафте и тебе нравится то, что ты делаешь? Это когда ты сам возишься в земле. Если ты уже не делаешь этого, а сидишь в кабинете - все, ты перегорел.

Назови три твоих любимых проекта.

Сад имени, конечно.

Проект «Русвинил» в стиле новой волны: многолетние растения, злаки, которые раскачиваются на ветру, которые на зиму отмирают, а потом снова восходят. Изумительно. Это и есть новая волна: буйноцветие, разнотравие, дикое, модное, привлекает насекомых. Кружат бабочки, летают шмели. Очень красиво.

Это нереальная история: нас только повели по участку и сразу стало видно было масштаб. Это был не дом был, а корабль из клинкерного ручной работы кирпича. Тогда управляющий дома перевернул все картины и фото, чтобы было непонятно, но одну не успел и я на картине разглядел Ирину Абрамович с Романом и с детьми. И вот я смотрю: Абрамовичи. И меня то в пот, то в жар. Но мы сработались тогда. Три года не вылазили оттуда. Горжусь, что только начинали тогда, но справились.

Вот третий любимый проект - виллы Ирины Абрамович.

Возвращаясь на точку, где Максим ищет себя в бутиках в Лобачевском Плаза, ты можешь сказать, что сейчас ты себя нашел?

На 100 % нет. Масштабироваться надо. Хочется больше дистанционных заказов из других городов и стран. В планах - завоевать Москву, Казань, Питер... Я скоро туда десантируюсь. Мы очень хотим выйти на проектирование садов на западе и вообще по всему миру, потому что мы не ограничены ничем, нам не нужен вертолет, чтобы прилететь в Лондон для проектирования сада. Все это делается удаленно. При обращении к нам просто заполняется техническое задание, клиентский бриф. Если клиент хочет, мы можем это заполнить, общаясь по видеосвязи. Я нахожу специалиста, который на месте выполнит топографическую съемку по моему тех заданию, мы формируем коммерческое предложение и в путь.

Мы можем проектировать хоть в Барселоне, хоть в Стокгольме, хоть в Питере, хоть в Москве. Смысл в том, что у нас в штате есть дендролог — специалист, который подбирает растения и занимается внедрением их в проект. Соответственно, нам неважно, какая климатическая зона. Мы растения подберем правильно. Я почему еще это говорю, потому что это частое возражение.

Мы можем спроектировать сад хоть в Сингапуре. Можно связаться с местными садовыми центрами, можно организовать удаленную работу по привозу посадочного материала на участок, но если это не устроит, то мы конечно, можем вылететь на место с авторским надзором и под ключ реализовать.

Сейчас, например, мы занимаемся проектом в Барселоне. Там местная компания и московская какая-то выставили сумасшедшие суммы. А мы сделаем в лучшем виде, но куда доступнее.

Ты в своей сфере? Думал, что твои способности могут быть приложены еще где-то?

Думал. Уверен, что да. В своей. Я бы не бросил ландшафт, но энергии в избытке, как и свободного времени. Я бы хотел себя попробовать в продажах и развитии бизнеса еще где-то.

А ты думал, что тебя сформировало?

Мне нравится природа, нравится копаться в земле и я обожаю рыбалку. Нравится, когда я после рыбалки ноги грею в костре.

Как тебя воспитывали родители?

Да обычно. Ничего особенного.

Тебя ограничивали? Заставляли учиться?

Ну, у меня школа 4-5. Это важно?

Нет, важно не это. Хочется понять, в какой среде ты рос. Тебя стимулировали? Воспитывали?

Нет. Меня не ограничивали. Я рос в альтернативной среде, ездил на концерты, во всяких движухах участвовал. Ну да, мы кормили бомжей. Такое мировое движение в 80х возникло (оно и сейчас есть) “Food not bombs”. Мы готовили макароны и людям, кто просит на улице поесть, раздавали и за это от правых ребят мы получали "люлей".

Я слушал и слушаю очень много разной музыки: от классики и джаза до хип-хопа и техно. У меня вообще есть предположение, что если ты слушаешь много разной музыки, ты легче можешь коммуницировать с самыми разными людьми.

Книги, кино, как ты к этому пришел?

А как к этому можно было не придти? Берешь книгу и читаешь.

В фильмах и книгах мы находим себя, свою схожесть с героями. Мы подражаем им, учимся на их опыте. Они нас вдохновляют. Черт, это поистине увлекательное занятие!

Тебя воспитывали в этом?

Как же я к чтению пришел? Может быть дыры какие-то затыкал книгами. У меня сейчас вторая волна даже. Я вот с ребенком играю или за столом сижу и читаю Буковски. Я, кстати, его распробовал. Раньше не понимал.

А как ты ребенка своего воспитываешь?

Прекрасно. Мы прививаем ему любовь к книгам. Нам с женой очень близка система Монтесорри. Мы недавно создавали дождевой сад в рамках фестиваля, дали ребенку лопату и он капал и кайфовал. И это невероятно!

-12

Есть замечательный актер Джейк Джиленхолл, который участвует и поддерживает в THe Edible Schoolyard Project, где с детства приучают детей к возделыванию земли.

«Когда дети пачкают руки в саду или экспериментируют на кухне, им весело, - говорит Джейк Джилленхол, - но что более важно, они узнают о том, как заботиться о себе и друг о друге. Этих уроков нет ни в одной государственной образовательной программе, но при этом это одна из лучших инвестиций в будущее нашей страны, которую мы можем сделать».

Ты счастливый человек?

Ну, конечно же до конца нет.

Счастье — это шкала, которая растет. Достиг чего-то — подросло. И у меня множество таких планок в жизни. Знаешь, иногда счастье и в деньгах в том числе.

Когда у меня будет сад из южнокорейского фильма «Паразиты», то есть пространство, в котором идеальный, изумрудного цвета газон, по забору массивная живая изгородь, дом и по центру многовековой бонсай — семейное дерево, где отдыхаю я со своей семьей. Вот тогда я, наверное, буду счастлив.

-13

-14
-15
-16

Книги
3507 интересуются