Глава из книги "Материнские заметки" Анны Сапрыкиной
Когда речь идет о семье, где родители работают почти круглосуточно, дети учатся в школах с многоэтажными домашними заданиями, занимаются хоть какими-то дополнительными занятиями и приходят домой ближе к девяти вечера, где домашние дела — это бесконечные уборки, готовки и прочий быт, то найти время для молит- вы кажется почти невозможным.
Но здесь вопрос только один: мы действительно считаем общую молитву делом важным или это только абстрактные слова?
Если правда важно — время найдется. 24 часа, положенные нам на каждый день, мы как-то на что-то распределяем. Сначала делаем важные и неотложные дела, а то, что считаем не настолько важным, — по остаточному принципу. При этом если есть какие-то проблемы со здоровьем или есть желание, чтобы этих проблем не возникло, стараемся находить возможность еще и отдыхать.
Тайм-менеджмент и все такое умное трогать не будем. Но есть вполне понятная вещь: то, что мы поставили в список желательного, но не обязательного, скорее всего, сделано не будет. Или будет делаться нерегулярно. Поэтому дело за малым: если мы хотим, чтобы в жизни нашей семьи появилась ежедневная общая молитва, нужно просто поставить ее во главу угла, на место дел обязательных. А все остальные дела в нашем списке поставить уже после нее.
Чаще всего в православных семьях реальное общее правило — вечернее. Например, каждый вечер, после ужина и уборки со стола, мы все встаем на общую молитву. Если у кого-то есть срочная работа, или в доме что-то вопиюще неубранное, или нужно успеть приготовить что-то на завтра, мы НЕ занимаемся этими срочными делами. Мы просто встаем на молитву.
Может быть, эти срочные дела можно будет сделать после правила. Может быть, обнаруженное срочное дело будет отложено на завтра. Но принцип прост: встать на молитву — это на первом месте. Исключения, конечно, могут быть, но если исключения бывают через каждые пару дней, то это уже не исключения, а правило.
Уже упомянутый отец Глеб Каледа говорил так: «Молитвенные циклы создают ритмику христианской жизни, а она перерастает в духовное развитие». Слова о том, что ежедневная молитва строит наш день и жизнь нашего дома. И еще о том, что привычка вставать каждый день на молитву — пусть просто привычка, где-то формальность, но это шанс перевести «ритуал» на уровень «духовного развития».
И еще один момент. Иногда кажется, что мы и наши дети и так перегружены бесконечными работами и учебами — ну, куда еще нам молитвенные правила устраивать? Нам, многоработным и многодетным, «полагается» послабление. Но ведь все дело как раз в том, что общая молитва — не перегруз, не бремена неудобоносимые, а ровно наоборот. Если наш день — бесконечные дела, изматывающие поездки и рутинный труд, то нам как раз совершенно необходимы остановки, перезагрузки. Необходимо слезать с наших американских горок и иногда лежать на травке, глядя в голубое небо.
Модные психологи советуют современным дамам устраивать хотя бы десятиминутные медитации раз в день. Это даже не параиндуистские заморочки, а, скорее, тема «отбрось все мысли о делах, подумай и великом и прекрасном». Некий выход из суеты и круговерти ежедневных дел из серии «давайте делать паузы в пути».
И что в таком случае может быть лучше молитвы? Трудно вообразить. Это та самая пауза в пути, перезагрузка, это «отложи житейское попечение» и «вспомни о том, ради Кого, во Имя Кого все это». Это обращение к Богу, хотя бы попытка общения с нашим Помощником и Покровителем, с нашим Отцом. И это — «двое или трое собраны во имя Мое» (Мф. 18, 20)…
Если наши дни, дни наших детей заряжены срочными и бесконечными делами, то ежедневная молитва — крайняя необходимость. Найти время для молитвы — по-моему, вопрос безопасности и духовной, и психической.
Из книги "Материнские заметки", Анна Сапрыкина