При князе Владимире — Крестителе Руси — на месте Киева, можно сказать, новый город вырос, больше и краше прежнего. И новую крепость Владимир возвёл — с воротами, с мостом через глубокий ров. Хотел князь объединить славянские племена, и потому устроил святилище с кумирами — идолами шести богов славянских:
"Перуна древяна, а главу его сребрену, а ус злат, и Хорса, Дажьбога, и Стрибога, и Симаргла, и Мокошь"...
Этот своеобразный "киевский Олимп" был размещён "на холме вне двора теремного".
О том, как выглядели эти идолы, мы, к сожалению, почти ничего не знаем. Только о внешности одного из них — Перуна — можно составить приблизительное представление по самому знаменитому и таинственному памятнику языческой Руси — Збручскому идолу. Никаких сведений о других идолах у нас нет: изображений их не сохранилось, а летописец не уделил внимания их облику. Единственное, можно предполагать, что этот облик был далёк от антропоморфизма, не характерного для художественного творчества этого периода.
Збручский идол был найден в 1848 году неподалеку от села Гусятин в реке Збруч, протекающей на земле древних волынян, а ныне принадлежащей Украине. Хранится Збручский идол в Краковском археологическом музее. Но его отличную копию можно увидеть в Киеве по дороге к Софийскому собору, на бульваре.
Збручский идол — это четырёхгранный каменный столб высотой 2 метра 67 сантиметров, увенчанный четырёхликой головой языческого бога (предположительно Перуна). В Збручском идоле воплощены важнейшие представления наших предков о мироздании. В нём отображена вся картина мира, каким его представляли себе наши дохристианские предки. Посмотрите, тут три мира: верхний — небесный мир богов, средний — земной мир человека и нижний — подземный мир бесплотных предков.
Капище с разными богами Владимир поставил, чтобы ни одному племени не обидно было. В связи с этим возникает вопрос, почему в этом "пантеоне" не было такого значимого бога как Род, который признавался славянами как бог-прародитель всей Вселенной, являлся носителем тенденции к монотеизму. Не было во "владимировом святилище" и бога Велеса, очень значимого в славянском пантеоне, особо почитавшегося в Новгороде и Ростове, но также чтимого и во многих других городах древней Руси.
Едва ли Владимир случайно забыл поместить в капище всех богов. Скорее всего подобное пренебрежение имело политический смысл, что, конечно, ослабило единение Руси. Духовное начало вновь подавлялось вещественно-материальным, а каждый из богов оказывался слабее единого.