В предыдущих двух статьях, я рассказывал вам про трамвайные системы регионов и столицы. Если кто то ещё не прочитал эти интересные тексты, то советую это сделать. В этой статье пойдет речь о будущем, и о том в каких городах Беларуси на моё (личное!) мнение было бы не плохо построить современную трамвайную систему.
Пояснение
Для тех кто в танке тачке, хочу объяснить что такое трамвай в современном понимании и в чём его плюсы.
Плюсы и особенности современных трамвайных систем:
- Независимость от трафика Хорошая линия LRT (лёгкорельсовый транспорт) идёт либо обособленно от дороги, либо по выделенной полосе. Имеет настроенные под неё светофорные фазы, и полное преимущество на дороге. Аварии, и в следствии их "трамвайные пробки" случаются очень редко.
- Бесшумность Современные пути и составы спроектированы таким образом, что бы создавать как можно меньше шума.
- Эффективнее автобуса, троллейбуса, электробуса. Правильная трамвайная ветка, даже не являясь скоростной, имеет в разы большую провозную способность, чем обычный наземный транспорт. В средних и малых европейских городах, LRT - стержень транспортной системы. Именно к трамваю и с его учётом прокладывают маршруты наземному транспорту.
- Стабильность работы и масштабирование. В следствии того, что нормальным трамваям не страшны пробки, эта система становится очень стабильной, для неё можно настроить очень короткий интервал. Так же, если пассажиропоток увеличивается, всегда можно прицепить ещё один трамвай.
- Долгосрочная инвестиция При относительно не дешевом строительстве системы, перевозка одного пассажира, гораздо дешевле такой на автобусе. И если трамвай заменяет, и берёт на себя самые загруженные направления, то это большая долгосрочная выгода для города.
Считаю, что любая хорошая инфраструктура требует капитальных вложений. Однако в последствии работает и приносит пользу, годы и десятилетия.
Каким ещё городам требуется такая инфраструктура?
Беларусь - одна из самых урбанизированных стран в своём регионе, и в стране много больших и средних городов, где кроме наземного транспорта ничего нет. Так где же пригодилась бы трамвайная система?
Брест
Этот тысячелетний прогрессивный город, очень подходит для современного трамвая. Значительная часть Бреста вытянулась вдоль магистрали ул. Московской и проспекта Машерова. Там можно с лёгкостью найти место, для скоростного трамвая, который будет связывать жителей микрорайонов Восток с центром и вокзалом. Есть так же большие жилые массивы вдоль Варшавского шоссе и улицы Октябрьской революции, однако начать лучше с Московской.
Гомель
Второй город страны (правда только по населению), на моё мнение тоже нуждается в транспортной реформе. В моей модели идеального Гомеля, сразу две трамвайных линии с большим приоритетом. Одна связывает север города с западом, а вторая (кольцевая) связывает крупнейшие жилые массивы (район Волотова, Мельников луг и Сельмаш) с центром и между собой. Так же левобережную часть города я бы связал с центром, линией выделенного автобуса.
Барановичи
Вторая столица беларуского телеграма, и вообще любимый город А. Солодухи. Относительно крупный промышленный центр на перекрёстке железных дорог, мог бы значительно преобразится и в транспорте и в имедже благодаря двум трамвайным линиям. Считаете что слишком маленький город для этого? ПФ, в Европе каждую неделю открывают по несколько трамвайных веток ( слежу за этим с белой завистью). И многие города, 100 и 200 тысяч населения. Чем наши Барановичи хуже этих европ? А если серьёзно, то это было бы очень полезно связать разделённый рельсами город в одну работающую транспортную систему.
Полоцк
Да, я писал про новополоцкий трамвай и его перспективы, говоря про возможность объединения агломерации "Полоцк - Новополоцк". Оказывается это не просто воображение таких мамкиных урбанистов как я. Город заказывал экономическое исследование на эту тему, и мне удалось его прочитать. Там рассчитана стоимость различных вариантов строительства, и указывается важность этого вида транспорта. Более того там есть схемы! Будем очень рады, если трамвай придёт в древнейший город страны! Ну и агломерация будет развиваться.
А что думает государство?
Да, настоящий трамвайный ренесанс, который прямо сейчас улучшает транспорт Европы, у нас не начался. Новые ветки планируют проектировать только в столице.
Однако недавно обновились транспортные нормы для городов. Событие мало значительное, но оно меня удивило. Теперь по нормативам, трамваи и троллейбусы желательны в городах с населением от 50 тысяч человек! А у нас таких городов как понимаете не мало. То есть, трамваи могут появиться в Барановичах ( о чём я говорил!), Бобруйске, Борисове, Жлобине, Жодино, Кобрине, Лиде, Молодечно, Орше, Пинске, Полоцке, Речице, Светлогорске, Слуцке, Солигорске; а также областных городах, где есть троллейбусы, но нет трамваев (Брест, Гомель, Гродно, Могилев).
Учтите ещё то, что у государства намечается проблема переизбытка электроэнергии, в связи с вводом БелАЭС. Сейчас стали строить дома с электроплитами, даже там где этого не делали, в ускоренном порядке проводят электрификацию некоторых участков железной дороги, областные города запускают новые троллейбусные маршруты и тд. Возможно, власти возьмутся и за более эффективный электротранспорт. Всяко лучше для города, чем ледовые дворцы и манежи.
Эпилог
Эта последняя статья из этой серии. Да, тут больше чистых фантазий чем фактов. Но считаю, что такие фантазии очень важны. Города должны думать о будущем, и идеи по развитию должны спускаться не только с верху.
Спасибо что дочитали до конца :-)
Ваш лайк и комментарий, продвигает статью в ленте Яндекса!
Канал в Телеграм: https://t.me/BY_Urbanism
Группа в ВК: https://vk.com/by_urbanizm
Твиттер: https://twitter.com/Zodchij2084