Сегментарная группировка.
Каким образом изменения в инструментарии используются для сегментации музыкальных материалов в определенные моменты времени на уровне мотивов или тем, например, антифональные контрасты, возникающие в результате чередования рисунков струн и ветров во второй части 9-й симфонии Бетховена?
Как они работают на уровне крупных музыкальных секций, как в случае с медными, деревянными струнными на открытии Сибелиуса Финляндии?
Тембр является важным компонентом восприятия музыкальных группировок на сегментационном уровне.
Непрерывности в тембре (смена инструмента) могут спровоцировать сегментацию более длинных последовательностей нот на более мелкие группы или более крупные участки, ограниченные значительными изменениями в аппаратуре и текстуре.
Повторяющиеся тембральные модели, полученные в течение достаточного периода времени, могут также создавать сегментацию последовательностей на менее масштабные тембральные модели.
Специфическая оценка той роли, которую тембр играет в такой структуризации в реальных музыкальных произведениях, крайне редка в литературе.
Оркестровые жесты.
Какие техники используются для создания слуховых изображений более высокого уровня, воспринимаемых как жесты с тембральной эволюцией, такие как оркестровое ослабление, внезапная "стена звука" или "капля"?
Каждый из этих "оркестровых жестов" состоит из множества инструментов, но их перцептивное единство дает начало свойствам, которые возникают из временной формы целого и часто оказывают драматическое эмоциональное воздействие в сочетании с другими музыкальными параметрами.
Очень мало теоретико-музыкальных и перцептивных исследований на тему оркестровых жестов.
Однако, было доказано, что такие жесты способствуют развитию пиковых эмоциональных переживаний в оркестровой музыке.
Хотя в некоторых трактатах по оркестровке упоминаются некоторые из этих жестов, основной проблемой в этой теме является отсутствие четкой таксономии техник и концептуальной основы, связанной с их музыкальной функцией.
О компьютерной оркестровке.
Для оркестровой педагогики Дени Булиан и Феликс Барилл из Университета Макгилла разрабатывают пакет компьютерного оркестрового рендеринга - Digital Orchestra SIMulator (DOSIM).
Такой инструмент может обеспечить оркестровый рендеринг результатов, закодированных в программном обеспечении Finale notation, с удивительно убедительными результатами.
Такой высокоинтерактивный инструмент будет иметь решающее значение в будущем для разработки реоркестраций с целью проверки конкретных гипотез о различных перцептивных и когнитивных явлениях, которые исследователи оркестровки могут пожелать изучить.
Карлос Агон и его команда в IRCAM в Париже разработали автоматизированную оркестровую среду Orchidée, которая позволяет композиторам определять инструментарий и абстрактные оркестровые цели и получать различные предложения по возможным оркестровкам.
Эти условия были расширены Эриком Даубрессом и сотрудниками Высшей школы музыки Женевы в Orchidée в HEMG и командой Agon в IRCAM с Филиппом Эслингом в ATO-MS.
Эти среды будут иметь решающее значение для предложения реоркестраций для проверки конкретных гипотез о роли тембральных характеристик в различных эффектах оркестровки.
Интегрировав перцептивные и когнитивные результаты психологических экспериментов, можно внедрить в эти системы соответствующие правила и принципы.
Выводы.
Настоящая теория оркестровки будет иметь большое влияние на композиторов, оркестров, аранжировщиков и преподавателей, а также на людей, разрабатывающих цифровую среду для таких пользователей.
Четкое теоретизирование оркестровых эффектов и их связь с более традиционными аспектами теории музыки откроет область исследования, которая едва затрагивалась сообществом теоретиков музыки.
Заключение.
Тембр означает сложный набор слуховых атрибутов, которые несут в себе музыкальные качества и которые в совокупности способствуют распознаванию и идентификации источника звука.
Он дополняет другие слуховые атрибуты музыкальных звуков, такие как:
- высота;
- громкость;
- длительность;
- пространственное положение.
Тембральные атрибуты возникают в результате события, создаваемого одним акустическим или электроакустическим источником звука или несколькими источниками звука, которые перцептивно сплавлены или объединены в один слуховой образ.
Тембр, таким образом, является перцептивным свойством конкретного сплавленного слухового события.
Главным свойством тембра является то, что он изменяется со многими другими музыкальными параметрами во всех акустических и некоторых электроакустических инструментах.
Например, конкретный гобой, играющий данным движением пальцев (тоном) при заданном усилии игры (динамическом) с определенной конфигурацией артикуляции и эмбушюры, производит ноту, которая имеет четкий тембр.
При изменении любого из этих параметров тембр изменится.
Таким образом, такой инструмент, как гобой, не имеет "тембра", он имеет ограниченную вселенную тембров, которые коварируют с другими музыкальными параметрами.
Например, тембры звуков кларнета в нижнем регистре значительно отличаются от тембров в верхнем регистре (Clarion), и тромбонист может сделать звук темнее, играя немного мягче.
Однако могут существовать некоторые акустические инварианты, которые являются общими для всех событий, производимых прибором, который сигнализирует о своей идентичности.
Тембр, таким образом, является довольно расплывчатым словом, подразумевающим множество перцептивных качеств, некоторые из которых были рассмотрены еще в конце 19 века Гельмгольцем, за которым следует фундаментальная работа Стомпфа и Шумана.
Подавляющее большинство современных исследований проводилось в течение последних 45 лет или около того, поэтому, характерные особенности тембра как в живых инструментах, так и в цифровых предполагают пересмотр прошлого опыта и анализ теории в будущем.
Благодарю за внимание!
Оставляю ссылку на первую часть по данной теме: https://zen.yandex.ru/media/id/5dc9a91568e68b209078723b/tembr-kak-strukturiruiuscaia-sila-v-muzyke-5de176434e057700b071251d