В СССР основной и, по сути, единственной "маршруткой" (хотя такого слова тогда не было) был РАФ-2203. На базе этой машины были и кареты Скорой помощи, и такси, и машины спецслужб. Машина производилась с 1976 и уже к середине 80-ых конструкторы задумались о создании преемника этой модели.
Разумеется, активнее всех разработками занялись сами рижане. Кому ж, как не им, было делать следующее поколение микроавтобусов?! В 1987 году был объявлен всесоюзный конкурс на создание принципиально новой машины. Так появилась модель "Роксана".
Она должна была быть переднеприводной на узлах и агрегатах АЗЛК, но из-за того, что Минавтопром СССР в 1987 году прекратил финансирование всех новых проектов, проще и дешевле было делать машину на старой заднеприводной тележке.
Под капот тем не менее поставили самый современный на тот момент двигатель ЗАЗ-406. Тот самый, который потом встанет на конвейер лишь в 1993 году. Коробка передач от УАЗа, а рулевое управление вообще от Форда.
В 1990 году был готов ходовой макет, который как-то очень уж сильно напоминал Ford Transit. И я бы даже сказал, что РАФ был красивее. После этого машину (точнее неокрашенный кузов без салона) отправили на доводку в Англию. Но это не главное, потому что так же уже делал УАЗ и НАМИ. Главное, что после английских рук макет перестал быть ходовым.
Впрочем, это уже не имело никакого значения потому что Cоюз распался, рынок сбыта был потерян. Республики, конечно, и после распада покупали РАФы, но объемы были далеко не те, что прежде, потому что денег ни у кого не было.
Позже в проект М-1 "Роксана" пытались привлечь инвесторов из Фольксваген или Крайслер, но политическая нестабильность страны и финансовая несостоятельность компании отпугнули иностранцев.
***
Несмотря на неопределенности с "Роксаной" в 1990 году на Рижской фабрике начали разработки ещё одного автомобиля. Укороченного минивэна с передним приводом! Судя по эскизам и прототипу, вдохновлялись на РАФе азиатскими минивэнами(Nissan Serena, Hyundai H-100) . Хотя на самом деле дизайн разрабатывал НАМИ. Автомобиль получил название М-2 "Stils" (в переводе "Стиль").
Примечательно, что в машине было много позаимствовано у иномарок. Даже узкие фары взяты у японский серийных легковушек. Рулевое от Мерседеса. Но машину не довели даже до дорожных испытаний.
Последний гвоздь в крышку гроба этих двух микроавтобусов РАФ забил ГАЗ, выпустив в 1994 году "Газель", которая заменила собой все рафики. А ведь могли бы передавать за проезд в чем-то таком.
Хотите стать автором этого канала? Пишите на почту в описании канала.
Ещё интересно:
Как быстрее прогреть салон машины зимой
Настоящие рамные внедорожники за миллион для тех, кому мало кроссовера
Этот Мерседес оказался слишком крут, чтобы стать серийным - Mercedes C112 Concept