Найти тему
Записки о самолетах

Ан-148: На чем сейчас могла бы летать Украина?

Всем привет, господа! Сегодня я расскажу про самолёт совместной российско-украинской разработки, самолёт с тяжёлым прошлым и туманным будущим. Как вы, наверное, догадались, герой сегодняшнего рассказа - Ан-148.

Разработка ближнемагистрального лайнера, впоследствии названного Ан-148, способного заменить стремительно устаревающий Ту-134, началась в КБ Антонова еще в начале 90-х годов. Основными требованиями к конструкции стало увеличение дальности полета, снижение веса самолета и соответствие международным стандартам по шумности и токсичности двигателей. Из-за развала Советского Союза и политической неразберихи, создание самолёта было отложено. Изначально Ан-148 планировали проектировать на базе турбовинтового Ан-140 или Ан-74ТК-300(я про него тоже писал :) ), но впоследствии украинские конструкторы решили создавать принципиально новый самолёт, разработка которого началась в 2001 году.

Сначала планировалось просто создать новую модификацию - Ан-74-400 с удлинённым фюзеляжем, но вскоре от идеи переделывания грузового самолета в пассажирский резонно отказались. Именно тогда началось создание нового лайнера - фюзеляж был расширен для установки салона компоновки 2+3; было разработано новое крыло, фюзеляж получил новые формы. Разумеется, было обновлено оборудование и материалы. И хотя фактически новинка стала идеологическим наследником Ан-74-300/-400, конструкция нового самолёта создавалась заново, с нуля.

Развитие проекта самолета Ан-148 велось в тесном сотрудничестве с авиакомпаниями и авиационными предприятиями стран СНГ. В качестве производственной площадки на первых этапах рассматривался завод в Улан-Удэ. Впоследствии планы скорректировали в пользу авиастроительных заводов в Киеве и Воронеже. Первый полет лайнера Ан-148 состоялся во второй половине декабря 2004 года. Для постройки трех прототипов применялись детали и узлы, поставляемые предприятиями из России, стран Евросоюза и США. Доводка самолета продолжалась несколько лет.

Лайнер находится в эксплуатации с 2009 года и достаточно неплохо себя показывает.
Управление самолетом осуществляется посредством ЭДСУ с механическим резервом. Кстати, однажды этот резерв помог экипажу авиакомпании "Россия" предотвратить катастрофу - тогда из-за КЗ в цепи ЭДСУ отказал один из каналов управления.

В целом, самолёт получился достаточно универсальным и мог бы иметь неплохие перспективы. 32 самолёта этого типа сейчас эксплуатируют 6 а/к, в их число входит нац.перевозчик Северной Кореи - Air Koryo.

К сожалению, после событий 2014 года судьба Ан-148 находится под большим вопросом. На авиазаводе в Киеве производство самолётов остановлено и пока перспектив по возобновлению не наблюдается. К сожалению, политическая ситуация на Украине не позволяет этого сделать. Но ладно, мы тут не про политику... В России по состоянию на июнь 2017 года в Воронеже заканчивалась сборка двух последних Ан-148. По сообщению в финансовом отчете ВАСО за III квартал 2018 года, программа по производству и реализации самолетов Ан-148 будет закрыта. И да, 17 октября 2018 года "последний Ан-148 выполнил свой первый полет". Статья об этом событии (не моя) - здесь.

Мне, к сожалению, не пришлось летать на этом самолёте. Но я уверен, что здесь найдутся люди, путешествовавшие на Ан-148(158). Напишите ваше мнение об этом самолёте в комментариях!
И, кстати, очень интересный вопрос: как вы считаете, мы наблюдаем закат этого самолёта, или он "еще полетает"? Делитесь своим мнением!

На этом все, спасибо за прочтение и до новых встреч! Если вам понравилась статья, можете подписаться и поставить лайк! И обязательно пишите свое мнение в комментарии! :)