Буддийские государства Юго-Восточной Азии – одни из самых интересных направлений для многочисленных туристов. В Таиланд приезжают отдыхать, в Сингапур – посмотреть на образец экономического успеха; Малайзия – один из мировых центров науки, высокотехнологического производства и опять-таки туризма (правда, она исламская, но приверженцев буддизма там тоже довольно много). Скромный социалистический Вьетнам силён в аграрном секторе (в частности, один из главных мировых производителей кофе).
Но есть в этом регионе и «своё Бурунди». Камбоджа – страна не просто очень бедная и не особо интересная для посещения (хотя храмы и дворцы Ангкора действительно впечатляют). Как и в Бурунди, в Камбодже творится полный бардак и беспредел. Население, как может показаться на первый взгляд, чуть ли не в большинстве своём состоит из головорезов, мошенников и бандитов. Бандитствуют даже государственные чиновники и полицейские.
Особенно достаётся туристам, которых пытаются раздеть до нитки всеми средствами – от тонко разработанного обмана и мошенничества до вооружённого нападения.
Если взглянуть на самих камбоджийцев, то можно удостовериться, что, действительно, других людей здесь почти нет. Наглый бандитизм для многих обитателей страны – единственный способ выжить. От Бурунди эту страну отличают разве что буддийские храмы, каким-то чудом не уничтоженные горячими ребятами из пол-потовских отрядов.
Апокалипсис по-камбоджийски
Салот Сар, позже прозвавший себя Пол Потом, был родом из крестьянской семьи, которая, однако, была связана с королевским двором. Благодаря этому ему удалось получить хорошее образование и при содействии королевского правительства отправиться на учёбу во Францию. Вместе с ним во Франции учились и другие представители камбоджийской «золотой молодёжи».
В европейской стране они приобщились ко всем благам цивилизации, а параллельно увлеклись марксизмом. И так увлеклись, что захотели свергнуть в Камбодже монархию и построить ударными темпами коммунизм, а в плане хозяйства и культуры – «по-быренькому» догнать и перегнать развитый мир.
Вот только механизмов построения развитого общества они не понимали в принципе. Да и марксистские книжки читали весьма поверхностно. По их мнению, для молниеносного построения коммунизма достаточно убить всех представителей «буржуазной культуры». Под ними Пол Пот и его компания понимали не только королевскую семью и придворных, но и вообще образованных людей, производственных специалистов, учёных, успешных фермеров, врачей, учителей. То есть вообще все производственные силы и кадры страны. И даже тех, кто просто умеет читать, и даже тех, кто носит очки.
Сказано – сделано. Жуткую бучу организовали незамедлительно. «Красные кхмеры» врывались в города, разграбляли их подчистую и массово убивали жителей. То же самое они учиняли в деревнях. Тех, кого не убивали, они массово выводили в поля и под дулами автоматов заставляли «жить в коммунах».
Обитатели созданных коммун жили зачастую под открытым небом и ежедневно, без праздников и выходных, выгонялись на изнуряющий и непродуктивный труд – в основном это выращивание риса и рытьё каналов. В коммунах была запрещена даже личная жизнь; мужчины и женщины сходились между собой по команде офицеров и под их наблюдением зачинали детей. Родившиеся дети воспитывались теми же офицерами в особых лагерях, родители не имели к ним доступа.
Больше того – детей заставляли своих родителей ненавидеть. Когда ребёнок едва становился подростком, ему выдавали оружие и отправляли «на дело». Вооружённые детки следили за крестьянами в полях, отправлялись на массовые убийства и грабежи. За хорошую «работу» (большое количество убитых, умение издеваться над людьми и унижать их) детей награждали дополнительными порциями риса.
В пол-потовской Камбодже было «отменено», то есть физически уничтожено, практически всё: системы медицины, образования, культуры, науки; закрылись производственные предприятия, школы, вузы, библиотеки, театры, больницы. Были запрещены книги, деньги, иностранные языки. Всё, что было дозволено читать людям – это распоряжения командования.
«Красные кхмеры» отменили не только иностранные языки, но и свой собственный – кхмерский. Вместо него был введён уродливый жаргон, напоминающий «новояз» из романа Оруэла «1984». В нём отсутствовали даже самые простые и необходимые человеку слова, в том числе «мать» и «отец».
Пол-потовские «ребята» убивали людей огромными массами. Поводами были религиозная, расовая, национальная и социальная принадлежность, часто убивали по совершенно случайной причине (ностальгия по «докоммунистическим» временам, ношение очков, сорванный с дерева плод и т. д.). Это был один из самых ужасных геноцидов в истории человечества.
При этом страна была полностью закрыта от всего мира. Да и мировая общественность не сильно интересовалась событиями в «третьесортной» стране. Поэтому подробности кровавого режима мир узнал довольно поздно.
И к чему пришли?
Впрочем, последствия тотального всесожжения видны сегодня любому, кто приезжает в эту бедную страну. Камбоджа, конечно, пытается встать на ноги, но у неё это пока очень плохо получается. Эта страна существенно отстаёт даже от таких небогатых и скромных стран региона, как, скажем, Вьетнам или Лаос.
А как же иначе? Если убить всех врачей в стране, то в ней не останется врачей; и некому будет лечить больных, да и нечем. Если убить всех преподавателей, то не будет преподавателей. Если разрушить дороги, то не будет ездить транспорт. В стране, где полностью уничтожено почти всё, ничего само собой и не появится. Разве что богатые и сильные мировые державы произведут мощные вливания в экономику, пришлют толпы своих специалистов, обучат и «окультурят» население.
Но мировые державы пока не особо горят желанием восстанавливать Камбоджу из руин. Да и местное законодательство препятствует полноценным иностранным вливаниям.
Какие-то подвижки, разумеется, существуют. Некоторые российские, китайские и вьетнамские фирмы уже работают в Камбодже, давая работу населению и развивая некоторые отрасли (сотовая связь, розничная торговля). Начал развиваться туризм.
Лучшая благодарность авторам - ПОДПИСКА на КАНАЛ 😉 и 👍
Рекомендую почитать: