Найти тему
Нота.

Тембр как структурирующая сила в музыке.

Оглавление

В большинстве музыкальных произведений используются музыкальные качества различных инструментов для создания специфических перцептивных и эмоциональных эффектов, которые композиторы скульптурировали со временем.

Слуховой атрибут, отличающий различные инструменты, называется тембром, и исследования тембрового восприятия показали, что он многогранен и может быть связан с акустическими свойствами инструментальных звуков и различными способами вносит вклад в организацию восприятия музыкальных структур.

Искусство структурирования музыки тембром в оркестре.

ссылка на фото: pixabay.com/ru/vectors/музыка-примечания-ноты-3327192/
ссылка на фото: pixabay.com/ru/vectors/музыка-примечания-ноты-3327192/

Исследование оркестровых трактатов выявляет недостаток теории, лежащей в основе оркестровки.

Основное внимание в них уделяется тому, чтобы привести примеры подсчета наиболее подходящего шага и регистрации для данного инструмента и распространенных комбинаций инструментов.

Презентация этого материала чаще всего напоминает рецепты со специфическими ингредиентами, нежели аспекты теории, которые позволили бы практикующему музыканту обобщиться за рамками данного примера и принципиально создать новые звучания.

Эта ситуация резко контрастирует с областями:

  • гармонии;
  • музыкальной формы;
  • голосового лидерства;
  • контрапункта.

Которые имеют давние теоретические традиции.

Но даже на эти феномены традиционной музыки оркестровка может сильно повлиять, и, как ни удивительно, роль тембра в их восприятии редко рассматривается.

Чтобы начать разработку теоретической основы для оркестровочной практики в западной художественной музыке, важно начать со структурирования роли, которую тембр может играть в музыке.

В соответствии с недавней тенденцией к включению психологических принципов и эмпирических исследований в то, что сейчас известно как когнитивная музыкальная теория, эту основу можно искать в принципах, которые определяют, как тембр влияет на воспринимаемую музыкальную структуру.

Многие из этих принципов могут быть выведены из теории анализа слуховых сцен, которая включает в себя процессы восприятия, в которых структурирована музыкальная информация:

  1. Единые события.
  2. Интегрированные потоки событий.
  3. Группы событий, разделенные на фразы и секции.
  4. Более масштабные единицы, растянутые во времени, которые можно назвать оркестровыми жестами.

Взятые вместе и связанные с другими музыкальными явлениями, эти области исследований могут способствовать теоретическому осмыслению тембра как несущего форму элемента в музыке.

ссылка на фото: https://pixabay.com/ru/photos/классическая-музыка-оркестр-хор-2199085/
ссылка на фото: https://pixabay.com/ru/photos/классическая-музыка-оркестр-хор-2199085/

Анализ тембровой и слуховой сцены.

Из множества вопросов, которые можно было бы рассмотреть в оркестровке, наиболее мощными являются те, которые интуитивно полагаются на процессы, связанные с анализом слуховой сцены, с особым акцентом на их взаимодействие с тембровым восприятием.

В этой и следующих статьях будут рассмотрены четыре темы, касающиеся различных процессов:

  • одновременная группировка;
  • последовательная группировка;
  • сегментационная группировка;
  • формирование оркестровых жестов.

Одновременная группировка.

Какие комбинации инструментов, играющих одновременно, и какие виды временной структуры позволяют сочетать новые тембры, как в параллельных мелодиях различных инструментов в "Болеро" Равеля?

Или, наоборот, какие свойства способствуют их сегрегации в отдельные голоса?

Создание новых тембров с помощью оркестровки обязательно зависит от степени слияния или смешения составляющих источников звука.

Sandell предлагает три перцептивные цели в сочетании тембров одновременно:

  • тембральная неоднородность, где инструменты сохраняют свою индивидуальную идентичность;
  • тембральное усиление, где идентичность одного инструмента сохраняется, но его тембр дополняется другим;
  • появление тембров, где все тембры сливаются в новый звуковой объект и теряют свою индивидуальность.

Принципы одновременной слуховой группировки (гармоничность, синхронность начала, параллельное изменение тона и динамики) способствуют процессу перцептивного слияния, но актуальные акустические свойства составляющих звуков также важны, например, звуки с похожими атаками и спектральные свойства чаще сливаются.

Перцептуальные данные о тембральной смеси были включены в среду компьютерной оркестровки (CAO) Orchidée (Carpentier, 2010).

Однако, мало внимания уделяется анализу того, как эти эффекты создаются в музыке и какими могут быть их формальные и декоративные функции.

Последовательная группировка. Заключение.

Как относительное сходство или различие инструментальных тембров способствует их четкому разграничению как носителей мелодичной и ритмичной информации в условиях, когда голоса двигаются независимо, словно в ветровом квинтете, в отличие от условий, когда они интегрированы в общую текстуру?

В какой степени создание оркестровых слоев, как в "Фантастической симфонии" Берлиоза или "Как замедлить ветер" Такемицу, зависит от сходства между слоями тембра и тембральных различий между слоями?

Какие инструментальные тембры или комбинации наиболее вероятно выделяются в сложных текстурах (создание элементов переднего плана и фона)?

Слуховые потоки несут мелодию и ритм в музыке, и их восприятие зависит от интеграции нот, которые формируют их в один поток.

Непрерывность тембральной преемственности является важным фактором формирования слухового потока и тембральной прерывистости при разделении нот на отдельные потоки.

Степень сегрегации напрямую связана со степенью сходства тембров.

Тембр также является важным сигналом для отслеживания голоса, который пересекает другие голоса или слышит данный голос в полифонической текстуре.

В некоторых музыкально-теоретических работах применяются принципы потокового воспроизведения для объяснения правил голосового лидерства и полифонического письма.

Каким образом такие эффекты зависят от тембра и фактически действуют в оркестровой музыке, пока не изучено.

Продолжение в следующей статье...

Спасибо за Ваше внимание!