Найти тему
Game Phantasy

ТОП-10 самых коммерчески провальных видеоигр. Кто ударил в грязь лицом?

Оглавление

Не только у фильмов бывают кассовые провалы – с видеоиграми такое тоже случается. Хотя способ монетизации у видеоигр другой, общий принцип всё-таки тот же: если ваш проект не может хотя бы отбить свою стоимость за определенное время, он рискует обанкротить студию и отправить разработчиков по миру, какие бы амбициозные планы они ни строили.

В этой подборке я представляю десяток видеоигр, ставших самыми громкими коммерческими провалами. Если вы разработчик и собираетесь начать работу над большим проектом, самое время учиться на чужих ошибках!

10) APB: All Points Bulletin

Мультиплеерная игра в стиле Grand Theft Auto и Crackdown вышла в 2010 году и почти моментально рухнула на самое дно. Даже участие Дэвида Джонса (одного из авторов оригинальной Grand Theft Auto) не спасло проект от провала. Дело в том, что разработчики, торопясь отбить затраты, решили ввести в игру обязательную платную подписку. Учитывая, что игра на тот момент казалась многим сырой и недоделанной, достаточного количества подписчиков не набралось.

При этом суммарный бюджет APB: All Points Bulletin, по слухам, составлял рекордные 100 млн. долларов, и продажи смогли отбить лишь небольшую часть этой суммы. В итоге студия обанкротилась, а дорогостоящую игру выкупила компания K2 Network за жалкие 1,5 млн. фунтов (чуть меньше 2 млн. долларов). Позднее она была перевыпущена как фритуплейная игра APB: Reloaded.

9) Ōkami

Ōkami – сравнительно небольшая японская игра от студии Clover, выпущенная в 2006 году. Она никого не разорила и не опозорила (напротив, это очень неплохая игра). Но что же она делает в нашей подборке?

Действие Ōkami происходит в сеттинге классической Японии. Игра рассказывает историю о богине солнца по имени Аматэрасу, которая в форме волчицы путешествует по миру и ищет способы победить демона Ороти. Критики были в восторге от этой игры, многие ведущие игровые журналы поставили ей высшие баллы, портал IGN назвал её «игрой года». Со временем у Ōkami появилась фанбаза, и сегодня многие считают эту игру одной из лучших игр всех времён. Она оказала влияние на развитие всей индустрии.

Однако на момент релиза игроки, как будто сговорившись, решили игнорировать Ōkami, и продажи оказались смехотворно низкими. Среди всех видеоигр, попавших в списки «лучших игр всех времён», Ōkami является самой коммерчески провальной. И неудивительно. Вы ведь наверняка о ней даже не слышали, да?

8) Beyond Good & Evil

Здесь у нас примерно та же ситуация, что и с Ōkami: легендарная игра, воспетая критиками и отдельными игроками, стала финансовым провалом – настолько колоссальным, что компания Ubisoft, которая явно собирались сделать из Beyond Good & Evil целую франшизу, отложили сиквел аж на 14 лет.

Игра на удивление хорошо сохранилась.
Игра на удивление хорошо сохранилась.

И непонятно, что помешало Beyond Good & Evil срубить кассу. Возможно, ошибкой со стороны Ubisoft было выпускать эту игру одновременно с Tom Clancy's Splinter Cell и Prince of Persia: The Sands of Time. Ну, теперь уже ничего не поделаешь, игра была и осталась коммерческим провалом.

7) Kingdoms of Amalur: Reckoning

Здесь у нас очень неплохой проект, который пал жертвой своих амбиций. Kingdoms of Amalur: Reckoning – это сингловая RPG с открытым миром от Кена Ролстона, автора знаменитых TES: Morrowind и TES: Oblivion. Игра вышла в 2012 году и получила в целом положительные отзывы от журналистов и игроков. Она была красочной, интересной и отличалась неплохой боевой системой, позволяющей по-разному отыгрывать сражения.

Так что же пошло не так? Чтобы доделать игру, студии 38 Studios пришлось взять заём в размере 75 млн. долларов; его можно было погасить при условии, что Kingdoms of Amalur продастся тиражом хотя бы 3 млн. копий в первые месяцы. Однако совокупные продажи составили всего 1,3 млн. копий за 90 дней – в два раза меньше, чем требовалось.

Видя, в каком плачевном состоянии находятся финансы студии, издатель расторг с ней контракт на разработку сиквела, тем самым лишив 38 Studios инвестиций в размере 35 млн. долларов. И это был конец - 38 Studios объявили о своём банкротстве. Студия закрылась, права на Kingdoms of Amalur выкупила компания THQ Nordic AB (но так и не пустила их в дело). Такой вот печальный финал.

6) Tomb Raider: The Angel of Darkness

Последняя часть Tomb Raider, выпущенная студией Core Design, оказалась настолько ужасной, что едва не похоронила серию. Её ругали за ужасное управление, чрезмерно мрачный неинтересный сюжет и обилие багов.

Мало того что игра очень плохо продалась – её даже обвиняли в том, что она бросила тень на франшизу и заодно обвалила кассу фильма «Лара Крофт: Расхитительница гробниц 2 – Колыбель жизни». Настолько всё было плохо.

5) Pac-Man

И тут вы с удивлением спросите: «Что здесь делает Пакман? Это же легендарная игра!»

Может, и легендарная, но всё равно Pac-Man для консоли Atari 2600 – одна из самых провальных игр в истории. И дело тут в жадном издателе Atari. Игра вышла в рождественский сезон 1981 года и показала неплохие продажи, и тогда Atari заказала аж 12 млн. картриджей, несмотря на то, что на тот момент было продано всего 10 млн. консолей Atari 2600. Попутно разворачивалась масштабная рекламная кампания Пакмана.

Сегодня эта графика даже улыбки не вызывает, скорее удивление - "И люди в это играли?"
Сегодня эта графика даже улыбки не вызывает, скорее удивление - "И люди в это играли?"

Но лишь 7 млн. картриджей нашли своих покупателей, остальные 5 млн. так никогда и не были проданы. Учитывая большие затраты на рекламу, это был колоссальный удар по финансам Atari.

4) Daikatana

Печально известная игра от знаменитого Джона Ромеро, выпущенная в 2000 году. Игру пиарили как грядущий невероятный шедевр от самого маэстро Джона Ромеро, и многие промо-материалы содержали претенциозные и даже оскорбительные заявления, вроде: «John Romero’s about to make you his b**ch”.

Эта игра точно ностальгии не вызовет.
Эта игра точно ностальгии не вызовет.

Но Ромеро не смог как следует организовать производственный процесс и выпустил устаревшую, некрасивую, забагованную и скучную игру. Daikatana – одно из самых больших разочарований начала нулевых. А также это колоссальный коммерческий провал: разработчики планировали продать больше двух миллионов копий за первые месяцы, однако и близко не подошли к этим цифрам. Например, в США за первые месяцы было продано всего 40 тысяч копий.

3) Overkill's The Walking Dead

Амбициозный шутер, который должен был взлететь в небеса, но вместо этого упал в глубокую яму из-за неумелого руководства. Overkill начали работу над проектом в 2014 году. Разработчики успели сделать немалую часть игры, прежде чем руководство решило перейти с движка Diesel на движок Valhalla (права на него были куплены за большие деньги); позднее они были вынуждены сменить Valhalla на Unreal Engine. При каждой смене движка большая часть работы улетала в мусорное ведро, ведь использовать старые ассеты с новым движком было нельзя.

А какой потенциал был у игры...
А какой потенциал был у игры...

В итоге финальную версию игры делали в спешке, и она вышла сырой и забагованной. Overkill's The Walking Dead настолько всем не понравилась, что игру изъяли из продажи в Steam, а консольную версию отменили. Продажи составили всего около 100 тысяч копий, и компания Overkill, которая недавно купалась в деньгах, сегодня находится на грани банкротства.

2) Shenmue и Shenmue II

Эти легендарные игры 1999 и 2001 года для консоли Dreamcast в своё время имели легендарный статус. Это были прорывные проекты - примерно как Red Dead Redemption и The Witcher 3 в наши дни. Обе игры отличались красивой графикой (даже сегодня она выглядит нестыдно, хотя и устарела), интересным сюжетом и проработанным миром.

Компания Sega вложила в эти игры огромные деньги, надеясь разрекламировать с их помощью свою консоль. Увы, не вышло. В конкурентной борьбе консоль Dreamcast безнадежно проигрывала PlayStation и заодно утащила на дно серию Shenmue, которая плохо продалась. Учитывая огромные бюджеты, это был провал.

1) E.T. the Extra-Terrestrial

И вновь опозорилась компания Atari – уже второй раз за одну подборку. E.T. the Extra-Terrestrial ушла в релиз в 1982 году вместе с одноимённым фильмом от Стивена Спилберга. Мало того что эта игра считается одной из худших в истории игропрома, так это еще и один из самых громких коммерческих провалов в истории игропрома.

Atari напечатали огромное количество картриджей игры, намереваясь продать минимум 5 млн. копий. Однако реальные продажи составили лишь около 1,5 млн копий, и немалая часть картриджей вернулась в магазины – покупатели рефандили их, будучи недовольными качеством игры. Это действительно была очень скверная и скучная игра.

Atari, если вы собирались продать 5 млн. копий вот этого, может быть, стоило сделать игру получше?
Atari, если вы собирались продать 5 млн. копий вот этого, может быть, стоило сделать игру получше?

Издатели потратили 25 млн. долларов за одну лишь лицензию, еще больше денег ушло на производство картриджей, которые позднее пылились на складах. Чтобы избавиться от них, Atari пришлось пойти на крайние меры: миллионы картриджей E.T. the Extra-Terrestrial (и других провальных игр) были захоронены на свалке близ города Аламогордо.

Если я забыл указать какую-то по-настоящему провальную игру, сообщите, пожалуйста, в комментариях.

У вас всегда есть возможность поставить лайк и подписаться.