Кто бы мог подумать, что эти слова из песни Игоря Талькова так точно передадут смысл происходившего в советской автомобильной промышленности в конце 60-х и начале 70-х годов прошлого века?
Он - это всемогущий и консервативный Госплан, она - советская конструкторская школа, значительно опережающая возможности отечественного автопроизводства. Хотя правильнее это было бы назвать "танцами на граблях". Впрочем, обо всём по порядку.
О фиаско проекта новой послевоенной полуторки ГАЗ-56 всем интересующимся историей автотранспорта СССР всё давно и хорошо известно. Казалось, что этот провал надолго отобьёт охоту к конструированию подобных машин у советских автоконструкторов. Но нет!
Завод имени Лихачёва в середине 60-х, при подготовке ЗИЛ-169 решил попробовать силы в создании лёгкого грузовика, способного перевозить до полутора тонн грузов. ЗИЛ-169 ЗИЛовцы создавали с использованием уже освоенных в производстве агрегатов 130-го и когда стало понятно, что в серию его запускать не станут, конструкторы переключились на проект малотоннажного грузовика, который вы видите на заводских скетчах, предоставленных группой 23ALEXEY23. Пусть вас не удивляют колёса от грузовика ГАЗ-51, ведь свой первый ходовой образец под названием ЗИЛ-1,5Т авторы проекта собрали по принципу "из того что было". Рама, двигатель и трансмиссия ГАЗ-69, колёса от ГАЗ-51, родными были только кабина ЗИЛ-130 без капота и крыльев, и оригинальная КПП. Очень необычно подошли к оформлению передка - это уменьшенная в габаритах фальшрадиаторная решётка, повторяющая точно такую же от серийного 130-го. К сожалению, испытания трёх, (по некоторым неподтверждённым данным - пяти) экспериментальных образцов были довольно скоротечными и развития не получили. Виной всему - ЗИЛ-170, ставший со временем "КАМАЗом". Работы по нему начались в 1967 году, когда по территории завода уже вовсю разъезжали передвижная автоцистерна грузоподъёмностью в одну тонну(рис.1) и небольшой подъёмный кран(рис.2).
Однако важный государственный проект для строящегося Камского автозавода вынудил администрацию Московского автогиганта бросить все ресурсы на создание новой модели. Конструирование автомобиля ЗИЛ-1,5Т свернули, опытные образцы утилизировали.
И только годы спустя, Константин Потехин, создавая другой малотоннажник по имени "Бычок", наверное вспомнил, или может ему кто-то подсказал из ветеранов предприятия, что в конце 60-х по территории ездил маленький грузовичок со "взрослой" кабиной. Это решение было внедрено и на "Бычке". Впрочем, это совсем иная история, произошедшая с другой машиной и в совсем другое время...