Люди в своей жизни полагаются на анализ, размышления и совсем не задействуют огромнейшие резервы, которые хранятся в правом полушарии, которое и соединено с коллективным бессознательным (о котором писал Карл Густав Юнг и о котором говорит мистическая традиция).
Правое полушарие позволяет нам воспринимать мир совершенно иначе, напрямую, непосредственно. Поэтому на самом деле решения, принятые правым полушарием, если оно отрегулировано по-настоящему, намного точнее, быстрее и эффективнее, чем решения, принятые с помощью левого.
Многие люди даже разучились мечтать, воспринимать мир через собственные образы, разучились создавать новое через собственные образы. По-настоящему творчество начинается именно здесь, в правом полушарии.
Воображение - потрясающая штука, потому что она задействует разные функции нашего организма.
Соответственно, оно их развивает.
Что интересно с точки зрения пути разведчика, если у человека слабое воображение, его нужно, безусловно, развивать. Если же оно слишком сильное, то его нужно, наоборот, контролировать, потому что есть люди, которые постоянно живут в снах наяву. Они не воспринимают окружающую действительность. Они все время где-то в своих мечтах. Работа с воображением на самом деле может предполагать, наоборот, контроль этих состояний, умение в нужный момент переключаться на окружающую действительность по своей воле.
В первую очередь — контроль. Не только развитие этого навыка, но и контроль за ним.
Если я вам задам вопрос: «Что сильнее — воля или воображение?» — как бы вы могли ответить?
На самом деле воображение сильнее, чем воля. Как показывают многочисленные исследования, воображение побеждает. Поэтому нужно стремиться к большему контролю над воображением. В чем еще прелесть воображения — так это в том, что воображение или образ, который создается у нас в голове, всегда предшествует некому действию. Не может быть действия как такового без образа, который стоит перед ним. Это очень важно помнить, понимать. Если в разведке мы принимаем какие-то решения, операции, мероприятия, то мы должны сначала это все очень четко вообразить. Для этого и нужно творческое воображение.
Вообразить, представить себе в деталях, в тонкостях. После этого можно планировать конкретную деятельность.
Визуализация
Вспомнил фильм «Секрет», в котором очень много говорится про визуализацию, но, к сожалению, предполагается каким-то удивительным образом, что люди уже обладают достаточными способностями к визуализации. Визуализации надо учиться и учиться. Тогда, может быть, «Секрет» начнет работать на полную силу.
Визуализация помогает нам также развить очень важный навык концентрации, то есть сосредоточения. Очень важный навык для того, чтобы управлять собой. Разведчик — это человек, который умеет управлять собой, разными функциями своего организма. Он умеет управлять своим телом. В частности, это делается через аутотренинг, в том числе и управление собственными эмоциями. Он умеет управлять своими мыслями, своими состояниями.
Навык концентрации в разведке абсолютно необходим. Визуализации помогает развивать волю. Воля — это центральный пункт в развитии человека. Я об этом много говорю. Предполагается не та воля, которая идет против нашего бессознательного, а та воля, которая угадывает импульс нашего бессознательного и помогает человеку двигаться в том направлении, в котором он хочет. Одного «хочу» недостаточно. Нужна воля, нужна её помощь. Но движение должно быть именно туда, куда мы хотим. Это очень важное уточнение. Когда мы работаем над визуализацией, мы одновременно развиваем навык сосредоточения и свои волевые качества.
И, конечно, визуализация помогает осваивать нам то самое творческое воображение, о котором я говорил. А это основа оперативной деятельности, оперативного творчества как такового.
Вот такие важные вещи.
Личная история
В этой связи я вспоминаю одно из первых занятий по оперативной психологии. У нас был большой зал, человек 40 курсантов. Было очень интересно, когда преподаватель попросил каждого вставать и называть любое слово. И вот, каждый вставал и называл слово. Причем, понимали, что он пытается запомнить слова и поэтому называли очень сложные слова. Пытались запутать его как только можно. Но он, после того, как каждый встал и произнес слова, назвал все слова по порядку, с абсолютной точностью, не допустив ни одной ошибки. Где-то 40 слов он запомнил сразу. Даже, если не ошибаюсь, каждый вставал и называл еще свое имя, а потом слово. И потом он называл и наши имена, и те слова, которые мы назвали.
Вот таким образом, он продемонстрировал тот навык, который мы потом и развивали.