Найти тему

Напоследок о персонажах в «Войне и мире»

Автор как бы раскрывает внутренние, крайне грубые, циничные размышления князя Василия (описывая во вставленной позднее сцене отталкивающую внешность нервничающего князя).
Большое внимание уделяет автор и экономии в отборе выразительных черточек, наблюдений над внешностью. Вся эта большая и интересная характеристика бездарного Ипполита была решительно вычеркнута автором (в целях экономии) и заменена одной фразой.

https://www.pinterest.ru/pin/731483164462692847/
https://www.pinterest.ru/pin/731483164462692847/

Большая и тщательная работа проведена автором по описанию одежды персонажей. Подчеркнуто-тщательно дается описание одежды отрицательных персонажей (что выявляет интерес их к внешнему).
Таково описание чистенького, аккуратненького мундирчика Борга, щегольского мундира Б. Друбецкого.

Отмечается простота одежды Тушина, дядюшки Наташи Ростовой.
«Скороговоркой», мимоходом отмечается в романе манера одеваться Пьера, князя Андрея («по тогдашней моде», как обычно отмечает автор), подчеркивая тем самым незначительность этого вопроса для данных героев.

Так. мы видим здесь, что Л. Толстой тщательно отрабатывает даже второстепенные приемы портретной характеристики. Следует подчеркнуть исключительную «внутреннюю» целеустремленность всех этих приемов по своему содержанию, что обеспечивает действительно гармоническое раскрытие портретной зарисовки и художественного образа вообще.

https://www.pinterest.ru/pin/731483164462692863/
https://www.pinterest.ru/pin/731483164462692863/

Прием портретной характеристики приобрел огромную емкость у
Л. Н. Толстого.

Отличительной чертой портретной характеристики в романе должна быть признана теснейшая связь портретной характеристики и анализа внутренних переживаний данного персонажа; у Л. Толстого они в большинстве случаев неотделимы. В этом сильнейшая сторона Л. Толстого-художника.

Исключительно большое значение имеет и другой прием портретной характеристики: изображение портрета в развитии, в изменениях, что так глубоко передает внутренние изменения героев, их переживания; это позволяет Л. Толстому сорвать маски с отрицательных персонажей, представить их такими, какими они являются.
В связи с этим приемом находится и прием общего сатирического изображения отрицательных персонажей (путем выделения одной черты, отсутствия связи с характеристикой внутренней жизни и др.).

Именно эта глубокая портретная характеристика действующих лиц в значительной мере (иногда — в решающей степени) обеспечивает, наряду с языковой характеристикой, четкость и глубину психологического анализа, толстовской «диалектики души».

Советские писатели творчески используют художественное наследие прошлого, настойчиво учатся у классиков литературы, развивая ее дальше.

Так, отмечено несомненное творческое воздействие художественных, приемов Л. Н. Толстого на приемы изображения героев А. А. Фадеевым. Один из исследователей романа «Молодая гвардия» пришел к выводу, что «прием ведущей портретной доминанты — спутницы героя — был воспринят Фадеевым из великого реалистического арсенала Л. Толстого и использован еще в «Разгроме» и «Последнем из Удэгэ».

https://www.pinterest.ru/pin/731483164462692894/
https://www.pinterest.ru/pin/731483164462692894/

Он стал одним из устойчивых приемов Фадеева». Исследователи отмечают, например, такой прием, как выделение одной черты внешности. Часто повторяясь, эта черта обычно помогает выявлению важнейших сторон характера героя.

Несомненно, что и важнейшая особенность толстовской портретной характеристики — се связь с внутренним анализом — нашла творческое воплощение у А. Фадеева; таковы портретные характеристики Олега Кошевого, Ульяны Громовой и ряда других молодогвардейцев.

На новом этапе развития литературы наши ведущие писатели творчески воспринимают лучшие традиции классической литературы прошлого, борясь за овладение вершинами мировой литературы.

Начало.

Предыдущая.