Хотел написать одну большую статью, но получилось две маленькие. Это вторая, вот - первая (о категориях учителей).
Для подтверждения или повышения квалификационной категории каждый учитель ходит на курсы повышения квалификации (КПК).
Расскажу немного о этих самых КПК для учителей.
Чтобы учитель был в курсе последних тенденций, придумали эти курсы. В общем-то идея похвальная: учителя собираются в учебных центрах, им рассказывают, как лучше учить, чтобы добиваться хороших результатов. Учителя в роли учеников делают "домашку", сами пробуют решить ту или иную задачу обучения новыми для себя методами. Хорошо, в общем. Сейчас ещё можно пройти такие курсы дистанционно - через интернет.
Понятно, что "кто попало" такие курсы не проводит. Это специально сертифицированные организации, имеющие право выдавать диплом государственного образца. (Конечно, можно и простой диплом, но он нигде не котируется.) Обычно этим занимается педагогический институт или университет. Есть ещё в каждом регионе институт развития образования. В принципе, пройти сертификацию может любая образовательная организация. Но. Большое НО. Институты развития образования этот рынок монополизировали, и теперь все сертификаты только через них. Именно рынок, кстати, потому что тут крутятся деньги и немалые. Курс на 72 часа для каждого учителя стоит порядка нескольких тысяч - до десяти. Если речь идёт о курсах в институте развития образования, то деньги платит предприятие - школа, в остальных случаях - сами учителя. Бесплатного ничего нет.
А курсы проходить обязательно, иначе плакала категория.
Не все, но подавляющее большинство учителей вынуждены учиться у них. А в своём караю - что хочу, то и ворочу. Что творится на этих "курсах" - это отдельная песня. Нет, не спорю - есть и нормальные занятия, где преподаватель - какой-нибудь доцент - пытается рассказать учителям, как учить лучше. Это получается плоховато, потому что лучше учителей учить никто не умеет, тем более какие-то доценты.
Но чаще всего лекции... вообще не проводятся. "Давайте, оставим это на самостоятельное обучение" - "Давайте!" И учителя, и преподаватели сходятся в том, что неохота таскаться на эти курсы (особенно из области)
А если проводятся... Рассказывала мне одна учительница математики, как пришла в свой местный институт развития образования, типа на курсы. Тогда ещё было непонятно, что за ФГОС такой, про него говорили, но никто толком ничего не знал. И вот, курс с названием что-то типа "современный урок математики в формате ФГОС" (мог ошибиться) её заинтересовал. Она пришла, к доске вышел мужик, достал сборник ЕГЭ и давай решать 19ю задачу из профиля математики. Сначала никто ничего не понимал, но все кивали головами. Типа да-да, это надо по ФГОС. Потом, лекции на третьей, моя знакомая задала вопрос: собственно, при чём тут ФГОС? Со всех сторон на неё зашикали, сказали, типа не мешайте, это же 19я задача! Она пошла на принцип, и сказала: коллеги (учителя всех так называют), я веду математику в классах с 5 по 9й в школе-интернате со спортивным уклоном. Из тех двух-трёх спортсменов, которые выбирают профиль, до второй части обычно никто не доходит. Скажите, как решение 19й задачи поможет мне разобраться с тем, по ФГОСу я веду уроки или не по ФГОСу?
Ответа не было.
В итоге, на курсы она так и доходила, занималась там своими делами. Зачёт был чисто формальный - получили даже те, кто не явился. Корочки она получила. Возмущаться не пошла никуда, писать не стала. Если бы написала, то её диплом о курсах аннулировали бы, и её пришлось бы за свой счёт в свободное время искать нормальные курсы.
Кстати, про тот институт ещё давеча мне другая рассказывала: у них ВПРы, репетиции и ДКРы проводит как раз тот самый институт развития образования. Так вот за последние три года они проводили работы по русскому языку, и каждый раз в заданиях были ошибки. Не смогли нормально подготовить. Два варианта. На регион. Раз в год.