Или он уже познал дзен и научит любого не раздражаться
Имеет ли психолог право злиться на клиента? Вопрос правильный, но звучит так, как будто в нем есть подвох. А может, даже не один.
С одной стороны, все мы люди и все злимся. Следовательно, психолог тоже человек, который порой тоже сердится. Особенно если клиент не приходит без предупреждения, а за аренду кабинета нужно платить. С другой стороны, от психолога ждут (и обоснованно), что он будет безоценочно принимать клиента и не проявит к нему негативного отношения.
Истина, как обычно, где-то посередине. У психолога действительно случаются ситуации, в которых клиент его раздражает. Но при этом терапевт не имеет права срывать свою злость на клиенте. Возможно, то, что «резануло» психолога – это его слабое место, какой-то промах, «скелет в шкафу». Тогда профессионал обратится за поддержкой к коллегам – на личную терапию и супервизию.
Сказать или подавить?
Для психолога его эмоции в процессе терапии – главный инструмент для работы, различные реакции на клиента могут быть показательными. Но при этом важно, чтобы специалист вовремя отслеживал свои чувства и умел понять, с чем связана его чрезмерная реакция. Это не значит, что если терапевт сердится, то он достанет шашку и будет рубить свой кабинет заодно с клиентом. Нет. Как раз профессионализм психолога будет заключаться в умении экологично, неразрушительно выражать свои чувства.
Психолог может честно сказать о своих эмоциях, если видит, что клиент готов их принять. Есть большая вероятность, что после раскрытия терапевта в отношениях станет больше доверия. Часто приходящие к психологу несколько идеализируют последнего, и честный рассказ терапевта о его реакциях может пойти на пользу. Также клиент, видя, что психолог в контакте со своей злостью, поймет, что и он имеет право на ее проживание.
Запрет терапевта на проживание собственного раздражения лишает его важного материала и в конечном счете эффективности работы. Если психолог не сможет принять и прожить свою агрессию, она все равно так или иначе выльется во время встречи с клиентом – взглядом, жестом, словом и т.д. – и последнему будет сложнее принять тот факт, что на него сердятся.
Все типичное обязательно всплывет
Терапевтические отношения отражают типичные грани поведения клиента, следовательно, эмоциональный отклик психолога может быть важным для понимания такого же отклика от окружения клиента. Последний в кабинете психолога может разыгрывать какую-то из моделей отношений со своими знакомыми.
Даже опытный Ирвин Ялом, психотерапевт с более чем 50-летним опытом работы, в художественных книгах, с любовью описывающих процесс психотерапии, честно рассказывает о том, как какие-то клиенты его раздражают, какие-то вызывают скуку. Все эти реакции могут быть показательными для отношений, процесса включенности обоих сторон в контакт.
Бывает, что клиенты специально провоцируют, желая показать, что они чем-то превосходят терапевта. Происходит это по разным причинам. Но в такой борьбе за пальму первенства эффективная работа невозможна. Важно взять паузу и попытаться понять, что происходит, почему клиент хочет быть лучше психолога. Когда причины станут ясны, раздражение последнего само сойдет на нет. Возможно, если это типичное поведение клиента, то это станет для него большим шагом в процессе осознавания себя. Если же открытого диалога не получится – что ж, порой и психолог с клиентом не подходят друг другу просто как люди, и это тоже нормально.
Поэтому психолог как человек имеет право на злость. Как профессионал – очень важно, чтобы он умел ее правильно выражать, в первую очередь думая о благе клиента.