Автор - Елена Ерина
генеральный директор бизнес-центра «Кусково»
Сайт - kuskovo.biz
Удачное расположение и хорошая транспортная доступность всегда были и остаются одними из главных критериев, которыми руководствуются арендаторы при выборе бизнес-центра. Расположение объекта коммерческой недвижимости рядом со станциями метро, Московского центрального кольца, ж/д станциями, а также вблизи крупных транспортных артерий/развязок положительно сказывается на заполняемости и посещаемости объекта. По статистике, трафик на таких объектах выше, потому что людям удобно добираться до них. Для комфорта посетителей предусматриваются разные варианты: например, несмотря на то что наш БЦ «Кусково» находится в пешей доступности от станции метро «Перово», мы организовали движение бесплатных автобусов до бизнес-центра. Причиной послужило то, что сейчас люди предпочитают экономить время на дорогу, а путь пешком от метро занимает около 15 минут. И в нашем случае бесплатный автобус — это дополнительное преимущество как для сотрудников, так и для посетителей бизнес-комплекса. Надо заметить, это решение пользуется большим спросом.
Если говорить об объектах торговой недвижимости, то близость к метро часто становится причиной зайти за покупками по дороге домой. Однако это не свойственно любому торговому объекту: его инфраструктура должна привлекать посетителей. Наибольшим спросом, как правило, пользуются товары первой необходимости (продукты питания, бытовые товары), услуги (дом быта, нотариус, салон связи) и одежда сегмента масс-маркет. А в салон дорогих шуб или бытовой техники премиум сегмента не привлечь близостью к метро — в такие места люди не заходят по дороге домой. Следовательно, при разработке концепции объекта торговой недвижимости важно продумать, каким образом формируется трафик и что может стать причиной для посещения этого объекта. Делая акцент на близости к метро, важно понимать сценарии поведения жителей близлежащих микрорайонов и их платёжеспособность, на основании чего формировать пул арендаторов.
Возвращаясь к вопросу о стоимости аренды помещений в объектах, расположенных вблизи станций метро и/или в центре транспортных потоков, нужно отметить: подобное расположение увеличивает спрос на арендуемые площади, вызывает повышенную заинтересованность среди потенциальных арендаторов. В связи с этим цена аренды помещений в таких объектах, как правило, выше. Кроме того, в востребованных арендаторами точках наблюдается и высокая конкуренция: на одно помещение может претендовать несколько арендаторов. В таких случаях у арендодателя есть возможность не только повышать стоимость аренды, но и выбирать арендатора, наиболее подходящего под концепцию объекта.
Подводя итог, можно уверенно заявить: стоимость офисной или торговой недвижимости напрямую зависит от близости к станциям метро и/или транспортным развязкам. Это объясняется прежде всего удобством для посетителей в плане сведения к минимуму затрат на время в пути.