Найти тему
Вадим Климов.

Кофейник у «России».

г. Барнаул 1986 г.
г. Барнаул 1986 г.

Из истории творческой молодежи города Барнаула конца ХХ в.

Каждый город может похвастать культовыми заведениями, только культуры разные. Для кого то культовым был ресторан при "Доме кино" в Москве, или кофе на Невском прозванное "Сайгоном". Одним хватало культуры на ресторан гостиницы "Центральная", другим на шашлычную "У Ашота". В истории Барнаула было свое заведение, которое стало особыми в молодежной субкультуре конца ХХ в.

Я уже писал про разные питейные заведения Барнаула https://zen.yandex.ru/media/v_a_klimov/v-restorannom-zale-kak-v-teatre-pobarnaulski-5dc281005ba2b500ae6ba192 а теперь про то, что оставило глубокий след в памяти брнаульской творческой тусовки.

Кафе мороженого «Петушок», располагалось в соседнем доме с кинотеатром “Россия”. В середине 80 - ых, на площади перед кинотеатром стали замечать молодых людей, которые своим внешним видом и поведением отличались от советского гражданина и комсомольца. А местом их сбора стало кафе мороженого, которое между собой они называли Кофейник.

Публика была разнообразная, встречались предприимчивые обманщики, вроде Тимохи с товарищам, были доверчивые граждане, как Ваня Лось и даже заходили гопники с ВРЗ. Стекались в Кофейник студентки иняза и филфака. И была своя компания - творческая интеллигенция. Тогда мы были юными тусовщиками от 16 до 18 лет, начинающие художники, журналисты, музыканты, многие были еще студентами. Мы не были безработными, хулиганами и наркоманами. Даже Тим работал в театре.

О нас писали в газетах. Началась перестройка, и такое явление нельзя было обойти вниманием. Первым отличилась газета “Молодежь Алтая”. https://altapress.ru/zhizn/story/rossiyskoe-obshchestvo-dvadtsat-let-spustya-chto-sdelala-zhizn-s-kultovimi-personazhami-barnaulskoy-tusovki-h-11135 опубликовав отличную муть.

В Кофейник можно было придти с утра, если пропускали пары в университете. После обеда, за дальними столами начинали собираться знакомые, к вечеру приходили все. А всех было не так много. Если говорить о компании молодой творческой интеллигенции, то это человек 15 - 20. Тим, Михиль, Лека, Эсик, Каминский, Раждаев, Илья, Петя, Головонев и другие товарищи. Были девушки Света, Ита, Ира, Оля, Женя и другие прекрасные барышни. Люди приходили и уходили. Например, Андрон в 85 ушел в армию, а Рапопорт был еще маленьким. Я обязательно вернусь к этим барнаульским героям в другой раз.

Кофейник, примерно, с 1985 по 1991 годы был местом концентрации "неформальной" молодежи города. Говорили о музыки, о театре, о выставках, задумывали разные проекты. Можно сказать, некоторые первые идеи творческого объединения художников “Тихой мансарды” обсуждались в Кофейнике. Помню, как массово подтянулись "металлисты", среди них был Шао, теперь это известный музыкант группы "Теплая трасса".

Время быстро менялось, перестройка шагала по стране, из привычного совка мы уносились в капиталистическое будущее. Я иногда думаю, что недовольная молодежь и была критической массой для политических перемен. Нас давил железный занавес, нам нужна была информация в мировом масштабе. Нам хотелось слушать всю музыку, а не советские ВИА, смотреть кино, читать книги и покупать модную одежду в магазинах, а не на барахолке. Коммунисты профукали страну из-за шмоток и рок музыки. Не надо было бороться с рокерами, надо было шить джинсы и кроссовки.

Кофейник был на особом счету у МВД и КГБ. В последнюю организацию меня не таскали, а в ментовку забирали. Прямо на входе подошли двое, представились и под локоток перевели через дорогу в ГУВД по Алтайскому краю. Взяли анализы, начали пугать и расспрашивать. Выпустили через пару часов.

Кажется, мы много времени проводили в Кофейнике, это было удобное место встречи, с двух углов были телефоны автоматы. До появления мобильников было еще далеко. Добрая продавщица Рима, иногда позволяла позвонить со служебного телефона.

Мы ели мороженое из алюминиевых креманок. Мороженое посыпали шоколадом, а те, у кого была аллергия на шоколад, поливали его вареньем или лимонным джемом. Мы пили бочковой кофе из граненых стаканов и ели пирожные.

Несмотря на убогость, Кофейник был правильным местом, мы встречались, делились новостями, книгами, музыкой, договаривались, шли на концерт, дискотеку или в гости. Это был клуб, в настоящем смысле, не танцзал, не бухательня, а говорильня. Нас гоняла баба Шура. Она убирала со столов и ругалась: “Сидите тут весь день” Но иногда могла разогнать посетителей и посадить кого то из тусовки. Думаю, она была за нас. Не поверите, мы даже курили в «предбаннике». Одно время в Кофейнике работал гардероб, некоторым было лень брать одежду и выходить зимой на улицу. Курили у двери, в небольшом фойе. Что творилось?

Прохожие и пассажиры общественного транспорта обращали внимание на тусовку у “России”, но не проявляли агрессии. Страна менялась, и молодежь становилась уже не таким вызывающим явлением. Весь налет неформальности уходил за советским формализмом. Все рассосалась незаметно. Страна изменилась. Активная публика перекочевала в другие места. Кстати, миграция тусовки по барнаульским кафе и барам наблюдалась еще долго. А потом мы стали старыми, теперь редко встречаемся.

Пишите в комментариях свои истории про Кофейник в Барнауле, или похожие места в других городах.

И если не против ваших принципам, подпишитесь на этот канал.