Органическая продукция, размещенная на полках магазинов, является ли она действительно экологически чистой или это просто рекламный трюк.
Сейчас практически в любом магазине можно найти товары с маркировкой «Эко», «Био», «Фермерская», «Органическая». Такие товары по умолчанию воспринимаются как экологически чистые и соответственно более качественные, и дорогие. Но кто следит за соблюдением экологических норм при производстве таких продуктов? И кстати какие технологии считать экологически чистыми, а какие нет? На сегодняшний день в России нет единого закона, касающегося органической продукции.
И вот, наконец-то, с 1 января 2020г. в России должен вступить в силу закон об органической продукции.
О необходимости такого закона эксперты говорят уже давно. Если я не ошибаюсь, этот законопроект был внесен в Госдуму еще в январе 2018г, почти два года назад.
Одновременно экспертами были разработаны стандарты на экологически чистые продукты. Шесть таких стандартов уже утвердил Росстандарт. Они содержат правила производства, хранения и транспортировки такой продукции, а также в них содержатся требования к минеральным удобрениям.
Соответственно теперь для маркировки своей продукции как «органическая» необходимо будет пройти определенную сертификацию в соответствии с государственными стандартами.
Логично предположить, что сертификация потребуется каждому этапу производства, и каждому элементу. От семян до способа доставки потребителю. Ведь на каждом этапе продукция может резко стать не экологичной.
И первое что надо сертифицировать на экологическую чистоту – это землю. Но увы, это не так просто. По действующему законодательству сельхозтоваропроизводители обязаны проводить обследование почвы на уровень остаточных негативных элементов. Но сертифицированные лаборатории, действующие во многих регионах, не в состоянии оценить остаточное действие современных препаратов, применяемых на полях. У них элементарно отсутствует необходимое, дорогостоящее оборудование.
Кстати, сертификация – это только часть проблемы. Многие агрономы просто не представляют как без применения химии можно вообще получить урожай. Ведь кроме сорняков, с которыми можно бороться теми или иными механическими обработками есть еще болезни и вредители. Причем заражение некоторыми болезнями может быть опасно и для человека. И тут речь не только о животных, но и о растениях. К примеру СПОРЫНЬЯ – грибок, поражающий злаковые. Его употребление в пищу может вызывать сильнейший токсикоз. А если не бороться с вредителями, то можно вообще без урожая остаться. В этом году моль в нескольких регионах просто съела весь урожай рапса – совсем.
Опять же не стоит думать, что если товар «эко», то при его выращивании химия вообще не использовалась. Это не так. Потому что это практически невозможно. Просто ее было меньше, может быть ее отчасти заменили биологическими и микробиологическими средствами защиты растений. Но опять, же насколько биологические средства защиты растений являются безопаснее для человека, чем современная качественная химия?
На все эти вопросы и должен дать ответ новый закон. Но будет ли от него толк?
В России и до принятия закона некоторые предприятия занимались органикой. В 2018 г их насчитывалось около 70. Я точно не знаю где и как они проходили сертификацию и по каким стандартам. Ну те, кто занимались поставкой на экспорт, сертифицировались по требованиям стран импортёров, а вот те, кто поставлял на отечественные прилавки видимо по своим стандартам.
Сейчас много «эко» продукции поставляется на наши прилавки из-за рубежа. Поставщики такой продукции уже высказывают опасения, что с вступлением нового закона в силу, их продукция может попасть под запрет. Хотя в Минсельхозе заявили, что ее запрещать не будут, просто ей будет запрещено использовать маркировку «органический». Да и откуда в Европе взяться органической продукции. Как говорят наши агрономы, знакомые с ситуацией по применению химии «там», - «мы применяем в разы меньшие дозировки. У нас просто денег нет».
Вот и президент РФ В. В. Путин в послании «Федеральному собранию в феврале 2019г. касаясь разработки регламентов на производство зеленой продукции сказал: «за границей вообще ничего чистого не осталось»