Мне всегда казалось, что логопеда мы найдем быстро: диагноз есть, свободного времени вагон, только деньги плати.
Но логопеды, все как один, отказались от моего сына в 2 годика.
- Он у вас еще слишком маленький для занятий, приходите в 3, - сказали в ближайшем логоцентре, я обзвонила еще пяток. Нигде не хотели брать сына, пока ему не исполнится 3.
Дискуссия о том, во сколько надо начинать занятия, бурлит на просторах интернета. Получить бесплатного логопеда до 3-х в нашем городе - просто фантастика. А направление в логогруппы - и вовсе с 5-ти лет.
Часто можно слышать мнения "мальчики говорят поздно", "после 3-х ребенок будет лучше заниматься", "результаты появляются быстрее".
Правы ли они? И да, и нет. В этом видео нормы речевого развития от Союза педиатров России. Заведующий отделением когнитивной педиатрии НИИ Профилактической Педиатрии и Восстановительного Лечения Научного Центра Здоровья Детей РАМН Георгий Каркашадзе рассказывает о нормативах речевого развития.
По нормативам здоровый ребенок:
В районе 1 года говорит около 20 слов.
В районе 2-х говорит около 200-300 слов. Появляются простые фразы.
Поводом для обращения к неврологу или логопеду может служить задержка около полугода.
Таким образом, в нашей стране около 10% детей имеют задержку речевого развития. Но 1,5-2,5 года нельзя предугадать, насколько она будет тяжелой, потому что:
1. У БОЛЬШИНСТВА детей с ТЗР и ЗРР в 2,5-3,5 года речь развивается бурными темпами. Вчерашний слабоговорящий ребенок буквально за год догоняет сверстников сам или с незначительной помощью логопеда.
2. В районе 3-х лет дети становятся частью общества. Если в 1,5-2 года ребенок имеет право покричать и поваляться в истерике, то уже примерно к 3-м он готов разумно сотрудничать со взрослым, с которым у него установлены доверительные отношения, будь то логопед или воспитатель в детском садике.
Но при аутизме / задержке развития сотрудничество и социальное развитие как раз нарушено, так что имеет смысл "ковать пока горячо" .
Если же ваш ребенок не понимает речи, откладывать занятия: не стоит: это приведет к инвалидности и отставанию в развитии. Как минимум 16% информации мы можем получить только через слух. Устная речь - язык, на котором большинство людей думает. Т.е. вы лишаете ребенка возможности развить свое мышление.
Кроме того, детям вредно молчать. У младенца скромный набор потребностей: есть, спать, сменить подгузник, ручки, болит, дай потрогать. Все они вполне выражаются криком. Иногда матери уже офигевают от этого крика:
- Чего ты орешь, сухой и сытый?
Если речь не приходит к ребенку вовремя, он так и остается младенцем: орет по каждому поводу, а поводов уже не 5, не десять , а сотни:
- Хочу читать.
- Воон ананас.
- Не буду картошку, буду пиццу.
- Что это?
- Хочу березовый лист.
Как это все выразить ором?
В итоге мы нашли замечательного логопеда и немедленно приступили к занятиям. Тамара была не просто логопедом , а"игровым логопедом" для малышей. Она играла с ребенком, озвучивая свои действия простыми словами: "биби", "мяу" и пр.
Занятия не были простыми: сын часто плакал, катался по полу в истерике, отказывался заниматься или требовал, чтобы Тамара делала только то, что он хочет. Мы догадались изменить режим: сразу после дневного сна сын не готов был заниматься, мы передвинули сон на полчаса раньше, чтобы ребенок смог придти в себя.
Через два месяца сын смог повторять за логопедом гласные, имитировать звуки животных, а за четыре месяца занятий улучшилось понимание речи: вместо трех десятков слов, он стал понимать как минимум 200. Слова перестали исчезать из речи. Мы с мужем, обучили его простым словам , типа "дай", "помоги", "открой", еще не зная, что занимаемся ABA.
У тех, кто прочитает этот материал, может возникнуть вопрос: а все- таки с какого возраста лучше начинать занятия с логопедом?
Некоторые логопеды принимают детей на консультацию с 1,5 лет. Если логопеду удалось наладить сотрудничество с первого раза, то он даст заключение: нарушено или нет понимание речи, есть ли какие то другие тяжелые симптомы сенсорной, моторной алалии, аутизма или других диагнозов, требующих немедленного вмешательства. Логопед может предложить понаблюдать ребенка несколько занятий. Соглашайтесь.
Тесты на понимание речи в 1,5 года очень простые: "Принеси мышку" (куклу/машинку). В этот момент логопед смотрит не только на выполнение инструкций, но и следит за взглядом ребенка. Маленькие "нехочухи" могут не дать нужный предмет, но обязательно на него посмотрят.
Вы можете сами провести такой тест дома. Но, как предупредил меня наш логопед, надо задавать вопросы вне контекста, далее - ее слова:
- Нельзя позвать ребенка: "Иди кушать", когда вы сели за стол, уставленный дымящимися тарелками, или скомандовать ему "Надень ботинки", когда вы стоите уже полностью одетые и готовые гулять. Некоторые дети, не понимая речи, прекрасно понимают контекст.
Результатом общения с логопедом должно стать ваше совместное решение: начинать занятия сейчас или все-таки подождать до 3-х. Если логопед не добился от вашего ребенка сотрудничества и не смог его протестировать, но рекомендует подождать, пока ребенок не подрастет, вам лучше обратиться к другому логопеду.
Также обращайте внимание на перечень диагнозов, с которыми работает логопед. Чем он шире, тем больше у вас шансов, что заключение специалиста будет адекватным. Если у вашего ребенка подозревают аутизм, то в портфолио логопеда должен быть хотя бы сертификат об окончании краткосрочных курсов по работе с детьми этой категории.
Какие логопеды принимают детей до 3-х лет?
1. Игровые логопеды. В их работе все построено на игре с предметами и адаптировано под нежный возраст.
Сильная сторона - развивают игровые навыки ребенка, которые у аутистов обычно ослаблены. Обладают набором хитрых трюков, чтобы извлечь первые звуки, например звук "у" игровой логопед добывала у сына с помощью сифона для раковин.
Слабая сторона: не подходят детям с высокой аутичностью, где есть большие проблемы с установлением контакта.
2. Тераписты. Это не совсем логопеды, а люди, прошедшие подготовку по программе ABA. Они работают не столько с аутизмом, но также и с ЗПР. Обычно тераписты - рядовые исполнители, они часто работают по программе, написанной для ребенка людьми с более высокой квалификацией.
Сильная сторона: базовые модули программы написаны лучшими специалистами в области гармоничного развития детей с аутизмом. И туда входит не только речь, но и социализация ребенка, улучшение слухового и визуального восприятия, обучение бытовым навыкам, например писать в горшок, развитие крупной и мелкой моторики.
Слабая сторона: за написание программы вы платите отдельно, занятия требуют вашего активного участия и повышения вашей собственной квалификации (ну или денег, очень больших). Тераписты в совершенстве знают, как заставить ребенка сотрудничать и могут подготовить его к дальнейшим занятиям с другими специалистами. Но для многих детей (и для моего в том числе) было мало захотеть сотрудничать. Неговорящие дети часто не в состоянии произносить слова, даже если захотят, им надо помогать. Так вот: никакими трюками по "извлечению звуков" из детей эти люди не обладают, упование тут исключительно на то, что помогут грамотно составленные программы.
3. Логопеды- ABA. Очень ценные, редкие и востребованные кадры, имеют двойное образование: и поведенческий анализ, и логопедия.
4. Логопеды-дефектологи. Помимо речи, занимаются интеллектуальным развитием ребенка. Незаменимы, если у ребенка заметное отставание в интеллектуальном плане.
Сейчас с моим сыном занимается психолог-логопед-дефектолог, прошедший подготовку по ABA. Ну что сказать? Я нашла идеал.
Кто однозначно не возьмет ребенка младше 3-х лет?
Логопеды-"звукопостановщики" (название условное, да простят меня логопеды).
Звукопостановкой в том или ином виде занимаются все, но есть логопеды, которые сажают детей на стульчик и говорят: повторяй за мной: "Шла Саша по шоссе, и сосала сушку" и ребенок должен повторить. Они занимаются шепелявостью, р,л, заиканием, иногда - дизартрией. Но водят к ним обычно хорошо говорящих детей старше 4-х перед школой, замотивированных на сотрудничество готовых ставить свой язычок, куда скажут.
Некоторые специалисты действительно смогут поставить звуки у аутичных детей, особенно с дизартрией и моторной алалией, но большинство рассчитывают на абсолютное сотрудничество и абсолютную моторную имитацию (и то, и другое у аутистов обычно хромает).
Когда ждать результатов?
Через 2-3 месяца занятий можно увидеть первые результаты, но тут конечно все зависит тяжести речевого диагноза. Я знаю случаи, когда маленькому ребенку (19 мес.) запустили речь за 4 месяца. Но обычно ребенок с тяжелым речевым диагнозом начинает говорить в районе 3-4х , а то и позже и будет совершенствовать свою речь годами. Значит ли это что ранние занятия бесполезны? Нет. Если они интересны и выстроены с учетом возраста ребенка, это хорошая база, улучшение поведения ребенка и качества его жизни.
Интересные блоги на "Яндекс.Дзен": адекватные материалы о роли речи в жизни маленького ребенка пишет блогер "Заметки логопеда и многомамы"
О развитии речи у особых детей: "Логопед-дефектолог"