Переезжать означало менять место жительства. Обычной причиной переездов были служебные перемещения главы семейства. Но однажды причиной нашего переезда стали личные интересы. Моя старшая сестра заканчивала 6-й класс, А в школе, где работал отец, было только 7 классов В это время существовало три типа общеобразовательных школ. Начальная (4 класса), неполно-средняя (7 классов) и средняя (10 классов), в которой с 1940 года обучение в старших классах стало платным (до 1956 г.). Кроме того существовали многочисленные школы трудовых резервов и специализированные учреждения среднего образования: (сельско-хозяйственные, медицинские, педагогические, библиотечные, художественные училища. В вузы принимали только со средним образованием (общим или специализированным).
Отец похлопотал, чтобы его перевели в среднюю школу. Сам он педагогического образования не имел, его образование было скорее комиссарским. В Сибирь он попал, когда учился в Саратовском Комвузе, в который приехал с мобилизационным призывом Серго Оржоникидзе. Это было что-то вроде двадцатитысячников или тридцатитысячников. Так отец оказался парторгом ЦК на Удерейских приисках, а позднее в краевых органах народного образования. Потом в школах. В основном директорствовал. а позднее преподавал географию (кстати, очень даже неплохо преподавал).
Средняя школа для отца нашлась довольно далеко от Шушенского района, в котором мы тогда жили. В Усть-Абаканском, в Хакасии. И возникла проблема практической организации переезда. А нужно сказать, то транспортные возможности в Сибири в военные годы были сильно ограниченными. Если мазут для тракторов ещё находился, то с бензином были большие проблемы. В основном же, как в старину выручали лошадки. Единственную свою полуторку колхоз не мог нам отдать.
Не знаю, где и как (детям об этом не докладывали, да нас это тогда и не интересовало), но машину отец нашёл. Это был газген.
Огромная бочка-печка рядом с кабиной водителя. В этой печке тлеют чурочки, создавая газ для двигателя внутреннего сгорания. И не меньше трети объёма кузова заполнены "горючим"- этими самыми чурочками. Так что на пассажиров и их скарб остаётся не так уж и много места. Нам пришлось оставить почти всю дедушкину библиотеку (вернее, ту часть её, которая хранилась у мамы). Там были подшивки журнала "Нива"и многочисленные книжные приложения к нему. Ну, естественно, и все этажерки, но это даже не жалко. А вот из книг многое я с тех пор так и не встречал.
Ехали мы двое суток. Не помню: то ли мы поздно выехали, прособиравшись с утра, то ли по какой-то другой причине, но до Минусинска мы в тот день не доехали. От Шунер до Шушенского было 30 км, а от Шушенского до Минусинска ещё 70 км. Заночевали мы в степи. Для меня, домашнего мальчика, это было сильное впечатление. Назавтра, с утра мы довольно быстро проехали остаток пути до Минусинска, 18 км до Абакана и ещё около 100 км на северо-запад вдоль железной дороги. и к вечеру мы были на новом месте. самое длительное и памятное путешествие моего детства. Было, конечно, и более длинное (из города Красноярска в село Ермаковское), но его я не помню, мне и года не было.