Найти тему
А.И. Алёхин

Как мы переезжали

Переезжать означало менять место жительства. Обычной причиной переездов были служебные перемещения главы семейства. Но однажды причиной нашего переезда стали личные интересы. Моя старшая сестра заканчивала 6-й класс, А в школе, где работал отец, было только 7 классов В это время существовало три типа общеобразовательных школ. Начальная (4 класса), неполно-средняя (7 классов) и средняя (10 классов), в которой с 1940 года обучение в старших классах стало платным (до 1956 г.). Кроме того существовали многочисленные школы трудовых резервов и специализированные учреждения среднего образования: (сельско-хозяйственные, медицинские, педагогические, библиотечные, художественные училища. В вузы принимали только со средним образованием (общим или специализированным).

Отец похлопотал, чтобы его перевели в среднюю школу. Сам он педагогического образования не имел, его образование было скорее комиссарским. В Сибирь он попал, когда учился в Саратовском Комвузе, в который приехал с мобилизационным призывом Серго Оржоникидзе. Это было что-то вроде двадцатитысячников или тридцатитысячников. Так отец оказался парторгом ЦК на Удерейских приисках, а позднее в краевых органах народного образования. Потом в школах. В основном директорствовал. а позднее преподавал географию (кстати, очень даже неплохо преподавал).

Средняя школа для отца нашлась довольно далеко от Шушенского района, в котором мы тогда жили. В Усть-Абаканском, в Хакасии. И возникла проблема практической организации переезда. А нужно сказать, то транспортные возможности в Сибири в военные годы были сильно ограниченными. Если мазут для тракторов ещё находился, то с бензином были большие проблемы. В основном же, как в старину выручали лошадки. Единственную свою полуторку колхоз не мог нам отдать.

Не знаю, где и как (детям об этом не докладывали, да нас это тогда и не интересовало), но машину отец нашёл. Это был газген.

Огромная бочка-печка рядом с кабиной водителя. В этой печке тлеют чурочки, создавая газ для двигателя внутреннего сгорания. И не меньше трети объёма кузова заполнены "горючим"- этими самыми чурочками. Так что на пассажиров и их скарб остаётся не так уж и много места. Нам пришлось оставить почти всю дедушкину библиотеку (вернее, ту часть её, которая хранилась у мамы). Там были подшивки журнала "Нива"и многочисленные книжные приложения к нему. Ну, естественно, и все этажерки, но это даже не жалко. А вот из книг многое я с тех пор так и не встречал.

Ехали мы двое суток. Не помню: то ли мы поздно выехали, прособиравшись с утра, то ли по какой-то другой причине, но до Минусинска мы в тот день не доехали. От Шунер до Шушенского было 30 км, а от Шушенского до Минусинска ещё 70 км. Заночевали мы в степи. Для меня, домашнего мальчика, это было сильное впечатление. Назавтра, с утра мы довольно быстро проехали остаток пути до Минусинска, 18 км до Абакана и ещё около 100 км на северо-запад вдоль железной дороги. и к вечеру мы были на новом месте. самое длительное и памятное путешествие моего детства. Было, конечно, и более длинное (из города Красноярска в село Ермаковское), но его я не помню, мне и года не было.