Найти тему
DmitryCD

"Циклон" и "Огненная птица", или Пять самых значимых американских концептов

Сегодня, когда концепт-кары не выпускает с разной степенью периодичности только самый ленивый автопроизводитель, во всем этом великолепном многообразии может легко потеряться даже самый продвинутый эксперт. Но в старые добрые времена становления автопрома как одной из мощнейших ветвей мировой индустрии концепт-кары считали по пальцам, и каждый из них представлял собой поистине произведение искусства. Даже, наверное, нескольких искусств сразу, от инженерных до эстетических.

-2

В Соединенных Штатах есть любопытная организация под названием Historic Vehicle Association – "Ассоциация исторических транспортных средств". Это отнюдь не коллекционерский клуб по интересам, а весьма авторитетное сообщество экспертов, которое занято главным образом сохранением национального исторического наследия в области автопрома. Работает ассоциация в плотном контакте как с федеральными департаментами, так и с коллегами, которые озадачены историей страны в других областях – от архитектурных памятников и объектов традиционного искусства до природных ландшафтов и культуры коренных народов.

-3
-4

Одним из действительно великих дел – без дураков – которым занята эта организация, является создание так называемого национального реестра автомобилей, наиболее значимых для истории страны. В своего рода "декларации о намерениях" этого ведомства указано лишь четыре критерия, по которым автомобиль может попасть в почетный список: связь со значимой для истории личностью, связь со значимыми для истории событиями, выдающиеся дизайн и конструктивные решения либо заметная информационная ценность.

Как заявил несколько лет назад газете New York Times глава ассоциации Марк Гесслер, для включения в список достаточно, чтобы автомобиль, который претендует на статус исторической ценности, удовлетворял хотя бы одному критерию. Но машина, с которой начался реестр, попала во все четыре мишени: это творение великого Кэрролла Шелби, Shelby Cobra Daytona Coupe 1964 года. Впрочем, все вышесказанное приведено лишь для подтверждения авторитета ассоциации, а информационный повод, как говорят журналисты, у нас нынче другой.

-5

"Ассоциация исторических транспортных средств" опубликовала Топ-5 самых важных для автомобильной истории США винтажных концептов – тех, что были созданы до 60-х годов прошлого века. И список с одной стороны вполне логичен, с другой – несколько удивляет, учитывая тот размах безудержного креатива, который одно время демонстрировали американские инженеры и дизайнеры. Любопытно, что к подавляющему большинству участников этого списка приложил руку один и тот же человек.

-6

№1: Buick Y-Job, 1938 год

Ценность этого автомобиля неоспорима: принято считать, что это первый концепт-кар в истории. Первый автомобиль, который создавался не с прицелом на серийное производство, а для апробации новых веяний как в дизайне, так и в технологиях. Историки считают, что влияние этого концепта, созданного великим и ужасным главой центра стиля GM Харли Эрлом, на автомобильную индустрию (и не только американскую) продолжалось вплоть до 60-х годов. А может быть, длится и по сей день.

-7

LeSabre, 1951 год

Имя LeSabre известно как название одной из серийных моделей марки Buick, но за восемь лет до появления конвейерного автомобиля этим словом поименовали одну из концептуальных разработок. Считается, что с Le Sabre начался так называемый "аэростиль", породивший на свет неисчислимое множество автомобилей, вознесших – пусть и временно – американский автодизайн на недосягаемую высоту и навсегда вписавших 50-е в историю автопрома.

-8

Считается, что при создании Le Sabre все тот же Харли Эрл хотел использовать визуальные ассоциации с реактивными самолетами, которые на тот момент считались вершиной технической мысли. Но были у этого чуда и специфические технические решения – например, наддувный V8 или встроенные электрические домкраты на каждом колесе, призванные облегчить процесс замены колес. И, как и Buick Y-Job, эта машина долго служила Эрлу в качестве автомобиля на каждый день.

-9

Firebird III, 1958 год

Это название тоже фигурировало впоследствии в качестве имени для серийных машин, но в 50-х годах "Огненными птицами" называли серию экстравагантных концептов GM, активно пропагандировавших самолетный дизайн. Тут вам и хвостовые плавники, и стремительные силуэты, и прозрачные колпаки-"фонари" над пассажирскими капсулами – в общем, все атрибуты жанра, а увлечение американских дизайнеров этими "пузырями" вообще заслуживает отдельного рассказа. В "Ассоциации исторических транспортных средств" именно третий концепт в этой недлинной серии сочли наиболее достойным упоминания.

-10
-11

Corvette Stingray, 1959 год

Хоть и концепт, но весьма действенный: на счету этого прототипа не только участие в киносъемках (в том числе и с самим Элвисом Пресли), но и победа в национальной гоночной серии SCCA сезона 1960 года. Его создание инициировал (и финансировал!) лично преемник Харли Эрла вице-президент GM по дизайну Билл Митчелл, а визуальные решения связывают с идеями таких культовых личностей, как Пит Брок и Ларри Шинода. И да, именно по мотивам этого концепта создавался "Корвет" второго поколения, который многие считают самым красивым в истории суперкара.

-12

Cadillac Cyclone, 1959 год

Здесь все просто: этот футуристичный прототип считается лебединой песней Харли Эрла, который, как ни крути, оказал неоценимое влияние на мировой автопром. Построенный по схеме transaxle с полностью независимой подвеской,

-13

"Циклон" отличался уникальной для своего времени системой предотвращения фронтальных столкновений: сенсоры прятались в хорошо различимых конусах, смонтированных на месте головной оптики. В этом случае, как и с "Огненными птицами", тоже не обошлось без "пузыря" над салоном, причем у него, как и у сдвигающихся назад дверей, имелся электропривод.

Очень надеюсь, что данный материал Вам понравился! Всем удачи и до новых встреч в моем блоге. Буду благодарен за подписку на мой Дзен, instagram , YouTube канал , motor1.