Найти в Дзене
Архивариус Кот

«И в гордом покое Насмешку и зло переносит»

Среди стихотворений М.Ю.Лермонтова, посвящённых женщинам, есть одно, совершенно особенное:

На светские цепи,

На блеск утомительный бала

Цветущие степи

Украйны она променяла,

Но юга родного

На ней сохранилась примета

Среди ледяного,

Среди беспощадного света…

Эти строки посвящены Марии Алексеевне Щербатовой. Их называют «вдохновенным портретом нежно любимой им женщины». Добавим: не только любимой, но и любящей. Писал же поэт:

От дерзкого взора

В ней страсти не вспыхнут пожаром,

Полюбит не скоро,

Зато не разлюбит уж даром.

Что же особенного здесь? А то, что на протяжении всего стихотворения нет ни одного не то что упрёка, но горького слова, есть только любование каждой чёрточкой любимой:

Как ночи Украйны,

В мерцании звёзд незакатных,

Исполнены тайны

Слова ее уст ароматных…

Что связывало поэта с этой женщиной? И что нам известно о ней? – Только рассказы о нескольких месяцах, проведённых в Петербурге, рядом с Лермонтовым.

Какая она была? «Была прелестна, но не красавица, была видная, статная и чрезвычайно увлекательная женщина». Так описал её М.И.Глинка. А вот что вспоминал А.П.Шан-Гирей: «Мне ни разу не случалось её видеть, знаю только, что она была молодая вдова, а от него [Лермонтова] слышал, что такая, что ни в сказке сказать, ни пером написать». К сожалению, единственный портрет Щербатовой, который я видела, этим описаниям не очень соответствует…

Мария Алексеевна была дочерью украинского помещика А.П.Штерича, в 1837 году выданной замуж за князя А.М.Щербатова. Замужество оказалось неудачным (говорили, что Щербатов оказался «дурным человеком», «злым и распущенным»), но продолжалось всего год. Через несколько дней после смерти мужа у неё родился сын.

Впервые имена Лермонтова и Щербатовой вместе упомянет С.Н.Карамзина в письме сестре от 1 августа 1839 года: «Во вторник я обедала в Павловске у кн. Щербатовой-Штерич… Там были её престарелая бабушка с седыми волосами и румяными щеками, Антуанетт Блудова, Аннет Оленина и Лермантов». Смотрите: поэт явно уже свой человек у княгини!

-2

Что было дальше? Была, видимо, взаимность. Не случайно поэт напишет:

Как ветер пустыни,

И нежат и жгут её ласки.

И были стихи. Исследователи считают, что ей адресовано ещё два стихотворения. Одно из них – трагическое «Отчего»

Мне грустно, потому что я тебя люблю,

И знаю: молодость цветущую твою

Не пощадит молвы коварное гоненье.

За каждый светлый день иль сладкое мгновенье

Слезами и тоской заплатишь ты судьбе.

Мне грустно... потому что весело тебе.

Здесь, как мне кажется, печаль поэта, его тревога за любимую видны очень ясно. Ведь и разговоры вокруг неё велись, и недоброжелатели были. Как иначе понять, например, фразу Карамзиной: «Кн. Щербатова снова в коляске отвезла меня в Царское Село. Она такая добрая, что я больше не хочу считать её глупой». О слухах писала и сама Щербатова (правда, несколько позднее): «Вы знаете, моя дорогая, нет большего позора для женщины, чем низкие домыслы о ней со стороны тех, кто её знает. Но если женщина слишком горда, она часто предпочитает склонить свою голову перед гнусной клеветой, нежели оказать честь этим клевещущим на неё людям, представляя им доказательства своей чистоты».

Но есть и ещё одно стихотворение – для меня одно из любимейших у поэта.

Если верить А.О.Смирновой, как-то при ней Лермонтов сказал Марии Алексеевне, что забыл все молитвы. «Неужели вы забыли все молитвы, - воскликнула княгиня Щербатова, - не может быть!» Александра Осиповна предложила княгине: «Научите его читать хоть Богородицу». Послушав молитву, к концу вечера поэт написал стихотворение и преподнёс его Щербатовой:

В минуту жизни трудную

Теснится ль в сердце грусть,

Одну молитву чудную

Твержу я наизусть.

Есть сила благодатная

В созвучьи слов живых,

И дышит непонятная,

Святая прелесть в них.

С души как бремя скатится,

Сомненье далеко —

И верится, и плачется,

И так легко, легко…

По воспоминаниям родственника поэта Д.А.Столыпина, Щербатова после чтения «Демона» сказала поэту: «Мне ваш Демон нравится: я бы хотела с ним опуститься на дно морское и полететь за облака».

Часто в статьях о Щербатовой можно встретить вопрос, почему её отношения с поэтом не завершились браком. Мне думается, ответ лежит на поверхности: Щербатова вдовеет всего год, замужество сейчас было бы попросту неприличным. Кроме того, можно задуматься и о возрасте героев: осенью 1839 года Лермонтову всего двадцать пять, а юной вдове – девятнадцать. Несомненно, считали, что у них ещё всё впереди…

Конечно, злоязычная Е.П.Сушкова (показательно, что даже она называла Марию Алексеевну «красавицей и весьма образованной женщиной»!) сплетничала: «Будучи женихом Щербатовой, и в то же время избегая брака, – Лермонтов на коленях умолял свою бабушку Арсеньеву не позволять ему жениться». Однако этот рассказ, приведённый пленённым Сушковой М.И.Семевским в «Вестнике Европы», им же впоследствии был исключён из текста «Приложений» к отдельному изданию «Записок» Сушковой на основании, что «Е.А. в этом случае основывалась на слухах совершенно неверных». Горько, что сейчас он нет-нет, да и мелькнёт в публикациях!

Рассказывали, что бабушка Щербатовой С.И.Штерич, её единственная родственница, «ненавидела Лермонтова» и уже подобрала внучке другого жениха - И.С.Мальцова (к слову, того самого, кто единственный уцелел при гибели возглавляемой Грибоедовым русской миссии в Тегеране). Может быть, ждали ещё и что она изменит своё решение?

-3

… Щербатовой действительно пришлось «слезами и тоской заплатить судьбе» за минуты счастья. 18 февраля 1840 года состоялась дуэль Лермонтова с сыном французского посланника Э.Барантом. О ней, конечно, надо говорить подробно и отдельно. Здесь – только о том, что в свете её связывали с именем Щербатовой. «Немножко слишком явное предпочтение, оказанное на бале счастливому сопернику, взорвало Баранта», - писал А.П.Шан-Гирей. Н.М.Смирнов в «Памятных заметках» рассказал, что Лермонтов «влюбился во вдову княгиню Щербатову..., за которой волочился сын французского посла барона Баранта. Соперничество в любви и сплетни поссорили Лермонтова с Барантом... Они дрались...» И более подробная запись в дневнике М.А.Корфа: «На днях был здесь дуэль довольно примечательный по участникам. Несколько лет тому назад молоденькая и хорошенькая Штеричева, жившая круглою сиротою у своей бабки, вышла замуж за молодого офицера кн. Щербатова, но он спустя менее года умер, и молодая вдова осталась одна с сыном, родившимся уже через несколько дней после смерти отца. По прошествии траурного срока она, натурально, стала являться в свете, и столь же натурально, что нашлись тотчас и претенденты на её руку, и просто молодые люди, за нею ухаживавшие. В числе первых был гусарский офицер Лермонтов — едва ли не лучший из теперешних наших поэтов; в числе последних, — сын французского посла Баранта, недавно сюда приехавший для определения в секретари здешней миссии... дело кончилось вызовом...»

Дальше – несколько противоречащие друг другу сведения. «История эта оставалась довольно долго без последствий, Лермонтов по-прежнему продолжал выезжать в свет и ухаживать за своей княгиней» (А.П.Шан-Гирей). «Щербатова уехала в Москву, а между тем её ребенок, остававшийся здесь у бабушки, — умер, что, вероятно, охладит многих из претендентов на её руку: ибо у неё ничего нет и всё состояние было мужнино, перешедшее к сыну, со смертию которого возвращается опять в род отца...» Это запись в дневнике Корфа. Сын Щербатовой умер 1 марта 1840 года, Лермонтов был арестован 11 марта. Чей рассказ точнее? Я больше доверяю Корфу, просто потому, что эта дневниковая запись сделана «по горячим следам» - 21 марта, а Шан-Гирей писал воспоминания много лет спустя.

Но несомненно одно – что пришлось пережить Марии Алексеевне! В марте 1840 г. она напишет подруге: «Я счастлива, что они не поранили один другого, я желаю лучше быть осуждённой всеми, но все-таки знать, что оба глупца останутся у своих родителей. Я-то знаю, что значит такая потеря». Сколько боли стоит за этими словами!

П.А.Висковатов записал рассказ начальник караула дежурного офицера П.Г.Горожанского: «Когда за дуэль с де-Барантом Лермонтов сидел на гауптвахте, мне пришлось занимать караул. Лермонтов был тогда влюблён в Кн. Щ., из-за которой и дрался. Он предупредил меня, что ему необходимо по поводу этой дуэли иметь объяснение с дамой и для этого удалиться с гауптвахты на полчаса времени. Были приняты необходимые предосторожности. Лермонтов вернулся минута в минуту, и едва успел он раздеться, как на гауптвахту приехало одно из начальствующих лиц справиться, все ли в порядке. Я знал, с кем виделся Лермонтов, и могу поручиться, что благорасположением дамы пользовался не де-Барант, а Лермонтов». Упоминал об этой встрече и А.А.Краевский.

В мае 1840 г. Лермонтов по пути на Кавказ был в Москве. Там же в это время была и Щербатова. 10 мая А.И. Тургенев записал в своём дневнике: «Был у кн. Щербатовой. Сквозь слезы смеётся. Любит Лермонтова». Встречались ли они? Никаких свидетельств не сохранилось. Тот же Тургенев, упоминая разговоры с Лермонтовым, её имени не называет. Но нужно ли было об этом говорить?.. Верю, что встречались, что простились…

Вскоре Щербатова уехала за границу и вернулась уже после смерти поэта. Больше они не виделись. Были ли письма? Неизвестно. В 1842 году она (одна из первых!) передала в «Отечественные записки» посвящённое ей стихотворение, не скрывая свою любовь… Но письма могла и утаить (если, конечно, они были).

О дальнейшей её судьбе известно мало. Знаем, что через несколько лет она вышла замуж за полковника, адъютанта великого князя Михаила Павловича И.С.Лутковского и имела дочь Варвару; умерла в 1879 году.

Лермонтовская поэзия, как яркий луч, осветила её на какое-то время – и снова она ушла в тень…

Поэтический образ Щербатовой создал К.Г.Паустовский в повести «Разливы рек», написанной, как он сам указывал, через сто двенадцать лет после гибели поэта. Не хочу сейчас анализировать, насколько повесть точна (полагаю, что в очень небольшой степени), но удивителен её финал: «Кавказ сотрясался от раскатов грома. Лермонтов упал. Тотчас, вся в летнем прозрачном солнце, склонилась над ним Мария Щербатова, и он сказал ей:

– Не плачьте. Я видел смерть. Значит, я буду жить вечно. На мне они не отыграются».

P.S. Рисунки М.Ю.Лермонтова помещены в статье «для аромата» и отношения к Щербатовой не имеют

Если статья понравилась, голосуйте и подписывайтесь на мой канал!

Карту всех публикаций о Лермонтове смотрите здесь

Навигатор по всему каналу здесь