Не знаете, что почитать? Рассказываем о комиксе про Бэтмена и Робина в невероятно крутой манга-версии 60-х годов
Что будет, если скрестить Бэтмена и мангу? Самые безумные приключения Брюса Уэйна! Японский художник Хиро Кувата в свое время оказался под сильным впечатлением от американского Бэтмена 1966 с Адамом Уэстом (один из самых культовых бэтменов), что с разрешения DC создал собственную мангу. О которой удивительным образом все забыли. Даже сама студия забыла, что такой комикс существует. К счастью, фанат Бэтмена по имени Чип Кидд, работавший дизайнером, обнаружил этот комикс, перевел с японского и перевыпустил уже в 2008 году (при поддержке издательства, конечно).
Он сохранил оригинальный вид манги, добавил вежливое пояснение, почему читать следует справа налево, пронумеровал кадры (чтобы читатель точно не запутался), а текст перевел только в бабблах. Например, ко всем звукам идут субтитры (иероглифы — это красиво!). Комикс слегка напоминает документальный фильм, а на википедии даже жанр указан как «исторический».
«Бэтманга» выглядит очень реалистичной, несмотря на всю фантастичность и условность событий. Все необычное и странное, что происходит в этом мире, объясняется технологиями и гениальными учеными. Наука способна на все — от управления погодой до переноса способностей животных людям (сила гориллы, ловкость ягуара).
Большую часть преступлений Бэтмен решает все же с помощью ума и хитрости. «Бэтманга» верно придерживается детективного происхождения героя. Преступления он разгадывает до финального столкновения с противником и даже самые невероятные версии принимает как самые вероятные, если на это указывает логика.
При чтении комикса следует помнить, что 1966 год так же далек от 2019, как и 2072 год. Поэтому ощущение документалки при чтении играет на руку — сейчас такие истории уже никто не рассказывает. Поэтому ждать сложного и многослойного сюжета не стоит. Становится от этого менее интересно? Нет! Это скорее похоже на «Бэтмена» Адама Уэста курильщика, из которого решили не делать комедию. Хотя некоторые ключевые моменты манга перенесла. Например, брови на маске, бэтмобиль, бэтвертолет и множество других странных средств передвижения. Уровень абсурда соответствует сериалу — эта связь узнается сразу.
Ощущение, будто это комикс как межгалактические телевидение — «Бэтмен» из параллельной вселенной, где его придумали в Японии с американским сеттингом. Для нагладности расскажу одну из арок — это лучший способ познакомиться с «Бэтмангой».
ОБЯЗАТЕЛЬНО ВКЛЮЧИТЕ ЯПОНСКИЙ ОПЕНИНГ К СЕРИАЛУ ПЕРЕД ЧТЕНИЕМ РЕКАПА АРКИ
Он слышит стоны и обнаруживает, что Альфред выжил (желание спасти Бэтмена и Робина удерживает его на плаву). Как у любого порядочного ученого (статистически это выглядит самой популярной профессией мира «Бэтманги»), у него в лаборатории еще много различных устройств, в том числе и луч клеточной регенерации.
Кроуфорд проводил опыты на трупах, но мертвые клетки уже мертвы, а тут человек еще борется за жизнь! Под действием луча Альфред начинает невероятно сильно мутировать, да к тому же и луч выходит из-под контроля, задевая самого ученого.
Из-за этого, Кроуфорд стал выглядеть как Альфред, Альфред стал выглядеть как человек-рептилия на минималках, а его идея-фикс спасти Бэтмена и Робина «перевернулась» и стала навязчивым желанием убить их. Стоит ли говорить, что Альфред к тому же обрел способность телепатически управлять всем чего коснется, а также обладает всеми знаниями ученого, чтобы управлять его машинами?
В пересказе может звучать странно, но в самой манге — все это выглядит очаровательно. Когда привыкаешь к странному образу Бэтмена (особенно после пафосных экранизаций) и чтению справа налево, быстро входишь в ритм.
Эта арка встречается примерно в середине всех выпусков и к тому моменту она не выглядит такой странной. В манге противники Бэтмена почти неузнаваемые, хотя есть как отсылки к классическим врагам, так и существовавшие в комиксах суперзлодеи вроде Глиноликого (при этом ему уделено то же внимание в арке, что и остальным преступникам). Знания о персонажах и мире Бэтмена при чтении вам не требуются. Это самостоятельная, слегка изоляционная (словно сама Япония) работа.
Присущая манге красота в деталях и пейзажах, минималистичный стиль —читать ее очень приятно (как только привыкнешь к порядку чтения). Визуальные приемы от иероглифов для звуков до лучей/волн палящего Солнца, динамичные кадры и умелое обращение с самим языком комикса. А сцены битв выглядят в разы круче пцветных плашек со звуком удара (PAW!). Истинное наслаждение для глаз:
Ты читаешь «Бэтмангу», но кажется, будто смотришь мультики по телевизору в 14:00, когда вернулся из школы. Все нарисовано и сделано невероятно приятно. Артефакт 60-го года аккуратно сохранился до начала двадцать первого века, после чего его слегка отполировали, и он снова блестает.
Отдельное наслаждение — это влияние сериала с Адамом Уэстом. Если сами герои без костюмов выглядят привычно для манги, то узнаваемые костюмы и транспорт перенесены точно. Даже брови на маске такие же!
Очень странно смотреть на знакомых героев, которые ведут себя абсолютно серьезно. Будто бы сериал — это их популярное развлекательное шоу, а в манге показана настоящая борьба с преступностью.
«Бэтманга» — это какое-то невероятное стечение обстоятельств, уникальный артефакт, манга достойная собственного выпуска в «Невероятно, но факт». Ведь это не стилизация, а оригинальная манга про классического Бэтмена. В моменты, когда в кадре видны только Бэтмен и Робин в костюмах, мангу от западного комикса не отличить (ну, кроме порядка чтения).
Необязательно читать все 52 выпуска, а некоторые арки при желании можно пропустить. Выпуски традиционно европейские, каждая арка — около четырех выпусков. Рекомендуем сразу несколько сюжетов, которым стоит уделить внимание. Например, сюжет с разумной гориллой (выпуски 10 — 12, один из самых опасных противников), противостояние с Человеком-шаром (выпуски 7 — 9), сражение с динозаврами (выпуски 35-39) и финальная арка под названием «Дуэль в космосе», где Бэтмен и Робин сталкиваются с пришельцами и оказываются на другой планете.
Манга сохраняет уровень безумия сериала 66-го года, но показывает его совершенно иначе. Следить за всем этим безумно увлекательно и необычно — как раз на новогодних праздниках можно уделить время совершенно иному Бэтмену.
На-на-на-на-на-на!
Дважды два