Советские танки долгое время считались лучшими в мире, вопреки своим недостаткам, коих на момент создания было не так много. Тем не менее, нет ничего вечного и танки не исключение. Какие-то машины устаревают, а им на замену приходят новые. В связи с этим, некоторые преимущества танков СССР стали их недостатками.
Размеры.
Тенденцию малых размеров советских танков задала Вторая Мировая и появившийся на свет Т-44. Именно он задал курс развития советского танкостроения. Однако идеология носила и негативные последствия… Таким образом, внутренний объём становился крайне ограниченным. Это было проблемой как для танкистов, так и для дальнейших модификаций, ведь в сравнительно маленькую башню не получится установить орудие большего калибра без критических изменений.
Вторая сторона медали открылась только со временем и по большей части связана с прогрессом систем управления огнём. Если раньше размеры танка имели огромное значение для выживаемости экипажа и возможного поражения со стороны противника, то в наши дни размеры не играют столь важной роли, а поражение танка с пробитием гарантирует выход из строя нескольких важнейших для боевой эффективности модулей, не говоря о личном составе.
Автомат заряжания.
Споров на тему верности его расположения не счесть, но главная проблема заключается не столько в вероятности его поражения, которая не так велика, как об этом думают. В роликах на YouTube, как правило, показывают успешные попадания с понятными последствиями, но многое остаётся за кадром…
Так вот – идея расположение снарядов в автоматизированной боеукладке в корпусе появилась не просто так… Во-первых, нужно было уменьшить размеры боевой машины, а во-вторых, большая часть попаданий, даже в наши дни приходится в башню. Так же, не стоит забывать про необходимость ведения огня. Башня всегда будет торчать за укрытием, будь то рельеф или окоп, а корпус за ними можно успешно спрятать. Таким образом, уменьшается фронтальная проекция и вероятность поражения боеприпасов.
Недостаток такой схемы известен всем – в случае поражения пороховых зарядов или снарядов, шансы на выживание у танкистов стремительно падают до нуля. Ещё один недостаток касается бронебойных снарядов… Из-за ограничений автомата заряжания (его диаметр зависит от ширины корпуса) танки советской конструкции не могут использовать более мощные подкалиберные боеприпасы, сильно ограничивая возможности по борьбе с наиболее современными танками потенциального противника.
Двигатель.
Тут хотелось бы упомянуть не только легендарный В-2, но и трансмиссию советских танков, особенно после Т-64, если их систему передачи мощности от двигателя к гусеницам вообще мощно назвать трансмиссией.
В-2 мотор очень старый и был разработан ещё в 30-е годы прошлого века. Его применяют и в наши дни с другими индексами и рядом различных доработок. Наиболее совершенный двигатель серии – В-92С, с мощностью 1 130 л.с, вместо базовых 450 л.с. у предка. Но вопреки своей «живучести в производстве», В-2 практически исчерпал модернизационный ресурс. Конечно СССР позаботился об альтернативах… Это и газотурбинные агрегаты, и оппозитное моторы ТДФ харьковского производства, но так или иначе, они не смогли вытеснить V-образный 12 цилиндровый дизель. Ближайшая замена – X-образный агрегат, который является радикально переделанным двигателем семейства В-2. Скажу больше – его установку уже отработали в привычных Т-72 и на одном из экспериментальных Т-90.
Что касаемо трансмиссии, а вернее бортовых коробок передач, то они имеют меньшую потерю мощности при передаче крутящего момента от двигателя на ведущие катки и как следствие на гусеницы. Это было достигнуто путём уменьшения количества шестерней и прочих деталей от двигателя к движителю. Но последствием стало отсутствие задела для модернизации и малое количество задних передач. Кто бы что не говорил, а своевременное отступление – залог выживания и как следствие – потенциал для нового удара и общего успеха боевого противостояния.
Подписывайтесь на канал. На нём регулярно выходят актуальные статьи на военную тему. Оценивайте контент и делитесь им с друзьями.