Если вы, конечно, не поклонник творчества Джима Джармуша.
Этим летом возле многих российских кинотеатров появились афиши с мрачной картинкой и плывущей надписью «Мёртвые не умирают». И толпы любителей фильмов ужасов и треш-хорроров про зомби-апокалипсис потянулись за билетами. Однако из зала они выходили полностью разочарованными с единственной мыслью больше никогда не верить афишам и не ходить в кино. Отзывы были разные, но большую их часть составляли восклицания типа: «Я, конечно, разное повидал за свою долгую пятнадцатилетнюю жизнь, но чтобы такое!..». С выходом фильма в онлайн-кинотеатрах история повторилась. Зрители покупали фильм, смотрели и жалели о потраченных деньгах… Одни закрывали подписку, другие бросали пить (кофе), а третьи вообще уходили в буддизм, потеряв всякую веру в человечество…
А всё потому, что эти любители весёлого треша не посмотрели на имя режиссёра, коим выступил великий и ужасный Джим Джармуш. И его фильмы точно не для массового зрителя. Меланхоличное и несколько даже тягучее повествование, необычные диалоги и неоднозначное поведение героев могут вогнать в ступор неподготовленного человека. А название картины ввело в заблуждение многих зрителей, потому так много негативных отзывов о картине. Просто она привлекла не того зрителя.
По сути, фильм действительно о зомби-апокалипсисе. Просто снят он ка издёвка над современным массовым хоррором в специфичной тягучей манере режиссёра.
Персонажи фильма как бы играют в кино. Такое впечатление, что они даже не персонажи, а актёры внутри фильма. Они будто сами ещё не осознают, как здесь оказались и что с этим делать. В фильме одного из зомби играет Игги Поп, а одну из жертв – Селена Гомес. Что, как мне кажется, тоже весьма символично. Одну из тех, кто выжил в апокалипсисе играет Тильда Суинтон – одна из ведущих актрис Джармуша. Именно её героиня успешно борется с мертвецами. А позже вообще покидает землю на корабле инопланетян.
Здесь много шуток, но их сложно понять, потому что для этого нужно быть знакомым с творчеством Джармуша. Скажем, когда два полицейских в исполнении Адама Драйвера и Билла Мюррея скрываются от зомби, один из них спрашивает: «Почему ты всегда говоришь, что это плохо кончится?». А тот отвечает: «Я читал сценарий». На что третий разочарованно отвечает: «Странно, а мне он дал читать только мои реплики. И это после всего того, что я для него сделал». И если не знать, что Джармуш и Мюррей давно дружат, шутку не понять.
Скажу прямо, это не лучший фильм Джима Джармуша. Тремя годами ранее он снял ленту «Патерсон» также с Адамом Драйвером, которая по своему замыслу и семантической нагрузке гораздо весомее «Мёртвых». Вампирская сага «Выживут только любовники» с Тильдой Суинтон привлекла внимание эстетствующей публики. А многие любители хорошего кино никогда не забудут путешествие Билла Мюррея по Америке в никуда в «Сломанных цветах».
Вообще, всё творчество Джармуша можно охарактеризовать названием одной из его ранних короткометражек: «Более странно, чем в раю». Это настолько неординарный режиссёр, с весьма специфической манерой съемки фильмов, что неподготовленному зрителю смотреть их точно не стоит.
Поделитесь в комментариях, нравится ли вам творчество Джима Джармуша и знакомы ли с его фильмами? Подписывайтесь на мой канал, дальше будет ещё интереснее.