Хотите бесплатно в HD-качестве смотреть фильмы и сериалы на портале Кинопоиск?
Дочитайте эту статью до конца и скопируйте специальный промокод для бесплатного просмотра фильмов на https://hd.kinopoisk.ru/
Джентльмены удачи. СССР, 1971. Режиссёр Александр Серый. Сценаристы: Георгий Данелия, Виктория Токарева. Актёры: Евгений Леонов, Георгий Вицин, Савелий Крамаров, Раднэр Муратов, Анатолий Папанов, Олег Видов, Эраст Гарин, Наталья Фатеева и др. Композитор Геннадий Гладков.
«Джентльменов удачи» (1971) только за первый год демонстрации в кинотеатрах посмотрело 65 миллионов зрителей (двенадцатое место среди всех фильмов СССР).
Сегодня эта веселая эксцентрическая комедия, снятая в гайдаевском ключе, остается в числе самых любимых развлекательных лент у зрителей всех поколений.
Однако в год выхода «Джентльменов удачи» журнал «Искусство кино» опубликовал язвительную рецензию сурового кинокритика Михаила Блеймана (1904-1973). Статья была просто разгромной: были обруганы и сценаристы, и режиссер, и практически все актеры. Итоговый вердикт в рецензии М. Блеймана был таков: «Я не собираюсь опровергать право режиссера поставить фильм, используя эксцентрические нелепости, подчеркивая неправдоподобно смешные ситуации, комическое поведение и даже смешную внешность актеров. Обидно другое, что весь фильм идет на уровне гэгов этого сорта. … цена тому, чем вызывается в «Джентльменах удачи» ответная реакция зрительного зала, невелика: потакание плохому вкусу еще никому не помогало завоевывать право на уважение зрителей и критики» (Блейман, 1972: 66, 71).
Правда, кинокритик Татьяна Хлоплянкина (1937-1993) в своей рецензии, опубликованной в «Советском экране», напротив, хвалила актеров (хотя немного журила режиссера за неопытность) и в итоге решила, что «Джентльмены удачи» «является нам как редкий и желанный гость» (Хлоплянкина, 1972: 5).
Сегодня, в очередной раз пересматривая «Джентльменов удачи», можно, наверное, согласиться с Е. Нефедовым: эта комедия стала «ещё и своеобразной панорамой советской жизни, знакомящей со спецификой бытования людей «от Москвы до самых до окраин»… В метких штрихах, ярких небольших зарисовках (детский сад; игра на одежду с шахматистом-любителем; встреча Феди-«Косого» с товарищем по детдому…), насмешливых афористичных репликах, моментально вошедших в народный лексикон, удалось выразить много больше, чем в иных масштабных кинополотнах, изначально нацеленных на то, чтобы запечатлеть без лакун антураж эпохи» (Нефедов, 2006).
Жаль, что у режиссера с трудной жизненной судьбой – Александра Серого (1927-1987) «Джентльмены удачи» остались, по сути, единственным творческим взлетом. Однако и этого фильма оказалось достаточно, чтобы навсегда войти в историю нашего кинематографа.
Александр Федоров, декабрь 2019
Литература. Блейман М. Удача ли это, джентльмены? // Искусство кино. 1972. № 6. С. 65-71. Нефедов Е. «Джентльмены удачи» // Wold Art. 2006. 7.08.2006. http://www.world-art.ru/cinema/cinema.php?id=4318 Хлоплянкина Т. В гостях и дома // Советский экран. 1972. № 5. С. 4-5.
Специальный промокод для бесплатного просмотра фильмов на https://hd.kinopoisk.ru/ : ALEXFDRV45
ссылка на активацию промокода: https://www.kinopoisk.ru/gift/?utm_medium=dzen&utm_source=web&utm_campaign=promo