Перед первой мировой войной британское Адмиралтейство столкнулось с проблемой несоответствия скоростных характеристик новейших эсминцев и недостаточной скоростью легких крейсеров-скаутов,выполнявших роль лидеров флотилий эсминцев.Экспериментальный эсминец "Свифт",ставший в итоге родоначальником нового подкласса торпедных кораблей- лидеров эсминцев,оказался не очень удачным. Поэтому новые лидеры решили разрабатывать на основе новейших эсминцев- типа M.
Первые два таких корабля были заказаны по программе 1913-1914 гг.: Lightfoot и Marksman -- в качестве лидеров эсминцев типов L и M (1-я и 3-я флотилии) соответственно. По программе 1914-1915 гг.: была заказана вторая пара: Kempenfelt и Nimrod. Еще три корабля были построены по программе военного времени: Gabriel, Ithuriel, Abdiel. Последний в ходе строительства был переоборудован в минный заградитель (80 мин). Именно Abdiel поставил минное заграждение, на котором после Ютландского боя подорвался германский линкор «Остфрисланд», что стало для англичан одним из немногих приятных эпизодов битвы. В 1918 году переделке подвергся и Gabriel , переоборудованный для приема 60 мин. Рассматривались планы модернизации еще одного-двух кораблей этого типа, но война слишком быстро закончилась.
Корабли типа Lightfoot или типа Kempenfelt стали первыми серийными лидерами британского флота . Будучи заметно крупнее современных им эсминцев, они несли четыре 102-мм орудия вместо трёх, а также имели заметно лучшую мореходность. Однако скорость лидеров не только не превосходила, но даже уступала скорости эсминцев(34 узла против 35-36 узлов у эсминцев серий L и M . Семь единиц этого типа вошли в состав флота в 1916—1917 годах. Несмотря на явно неудачный опыт британцы почти сразу ввели в 1916—1917 годах состав ещё шесть очень похожих лидеров типа Grenville ( или Parker). Будучи несколько больше предшественников, они имели улучшенную мореходность и линейно-возвышенное расположение носовых орудий.
"Лайтфут " HMS Lightfoot Дж. Самуэль Уайт , Каус Заложен: 9 июня 1914 г. Спущен на воду :28 мая 1915 г. вступил в строй 29 мая 1915.(???). продан 9 мая 1921 года "Уорд Моркамб" .сдан на металлолом ноябрь 1921 г. Бортовые номера-H76 (Май 1915-Январь 1918 г.),F58(Январь 1918 г.-Апрель 1918 г.),G22(Апрель 1918 г.-Сентябрь 1918 г.), F78 ( с Сентябрь 1918 г. ).
HMS Marksman Заложен 20.07.1914. Спущен на воду 28.04.1915. , вступил в строй 18.11.1915. Сдан на слом 1921.
HMS Kempenfelt Заложен 2.10.1914. Спущен на воду 1.05.1915. , вступил в строй 20.08.1915. Сдан на слом 1921.
HMS Nimrod Заложен 9.10.1914 , Спущен на воду 12.04.1915. вступил в строй 25.08.1915. Сдан на слом 1926.
HMS Gabriel Заложен 12.01.1915, Спущен на воду 23.12.1915. вступил в строй 1.07.1916. В 1918 г. был переоборудован в минный заградитель. Сдан на слом 1921.
HMS Ithuriel Заложен 14.01.1915, Спущен на воду 18.03.1916. вступил в строй 2.08.1916. Сдан на слом 1921.
HMS Abdiel Заложен 6.05.1915. Спущен на воду 12.10.1915. вступил в строй 26.03.1916. Переоборудован в минзаг. Сдан на слом 1936.
Водоизмещение:1,440 длинных тонн нормальное,1700 длинных тонн в полной нагрузке.Длина:99,01 м по КВЛ, 96,01 м между перпендикулярами,ширина 9,68 м. осадка 3,66 м.
Двигатели-Три паровые турбины Парсонс ( "Marksman" и "Nimrod" -- Brown-Curtis) ,Четыре котла Ярроу ("Lightfoot" -- Уайта-Форстера) ,36000 л.с.,Скорость: 34,5 узла, дальность : 4,290 миль на 15 узлов ,Экипаж 104 человека.
Вооружение:4 × QF 4-дюймовый (102 мм /45 ) Марка IV пушки,2 × одиночные 2-фунтовые (40-мм) "помпон" Мк. II,2 × спаренных 21-дюймовых (533 мм) торпедных аппарата("Нимрод"- 1-76 мм зенитное орудие,1- 40мм пом-пом,"Кемпенфелт"- 1-76 мм зенитное орудие,2-40мм пом-пом).
Первоначально планировалось установить на лидерах по 1 37 мм автомату,но все выпущенные 1-фунтовые помпомы были отправлены в Британский экспедиционный корпус и на кораблях чуть позже разместили два 40 мм пом-пома S .
Минный заградитель — лидер эсминцев “Эбдиел”
Водоизмещение полное 1700 т,мощность трехзальной турбинной установки 36 000 л. с., скорость хода 34,5 узла.,Длина наибольшая 99,0 м, ширина 9,7 м, среднее углубление 3,7 м.,Вооружение:два 102-мм орудия, два 40-мм автомата и 80 мин.
До переоборудования имел четыре 102-мм орудия и два двухтрубных 533-мм торпедных аппарата.
Во время Великой войны действовали в составе Гранд-Флита.
Лайтфут с октября 1915 в составе Дальнего и Дуврского патрулей,гонялся за немецкими рейдерами,охотился за подлодками,прикрывал действия эскадры крейсеров,сопровождал авианосец "Виндекс" во время неудачной попытки разбомбить базу цеппелинов,отбивал атаки флотилий германских торпедных катеров.
Лайтфут принял участие в Первом рейде Остенде в ночь с 23 на 24 апреля 1918 года ,сопровождал британские мониторы, а с 11 ноября 1918 года его перевели в состав Южного патруля.
Самая примечательная операция-налет на базу цеппелинов. 24–26 марта 1916 года большая часть Сил Дальнего патруля , включая Лайтфут , была отправлена эскортом для авианосца « Виндекс» . Разведка сообщила о базе германским цеппелинов в Хойере,Шлезвиг-Гольштейн. Утром 25 марта « Виндекс» запустил пять гидросамолетов, но в назначенное время вернулись только два, сообщив, что база Цеппелин оказалась не в Хойере ,а в Тондерне. Эсминцы во главе с Лайтфутом и Нимродом отправились искать пропавшие три самолета. Никаких признаков пропавших гидросамолетов не было обнаружено (они вышли из строя из-за неисправности двигателей, а их экипажи захвачены немцами), но Лайтфут заметил и потопил два немецких патрульных катера ( Брауншвейг и Отто Рудольф ). На обратном пути столкнулись два подопечных эсминца- Лаверок и Медуза. "Лайтфут" попытался буксировать сильно поврежденную "Медузу",но трос не выдержал волнения и "Медузу",сняв экипаж,затопили.Операция вообще была насыщена столкновениями. Крейсер "Клеопатра" сперва таранил и потопил немецкий эсминец G194 ,а потом столкнулся со своим крейсером Fearless .
Адмиралтейство достаточно критично оценило первые серийные британские лидеры. Недостаток скорости кардинально противоречил концепции лидеров эсминцев. Наиболее удачным оказался опыт использования "Лайтфутов" в варианте быстроходных минных заградителей.
Читайте "Морскую коллекцию"-все выпуски-
Броненосцы береговой обороны.
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам