Альберт Кронит мечтал стать летчиком. К этому он готовился еще с юных лет. Он был первым в своей средней школе в Красноярском крае, первым получил значки ПВХО и потом ГСО, сдал нормы на значок «Ворошиловский стрелок» и стал инструктором. Но судьба распорядилась иным образом. Юношу направили в Киевское военное пехотное училище, которое было эвакуировано в г. Ачинск. В училище Альберт Викторович зарекомендовал себя с самой лучшей стороны. Учился жадно, и учеба давалась легко. Дисциплинированный, исполнительный курсант был замечен старшими начальниками. Его назначили командиром отделения, затем помощником командира взвода. Но в августе 1943 года Альберт, не окончив полный курс учебы, сумел добиться разрешения отравиться на фронт. Ему шел 18-й год.
«Еду защищать Родину, еду мстить за дядю Витю, за Колю, за слезы матерей, за весь наш народ...
— писал он матери.
— Молодцы наши воины: Орел и Белгород взяты. А я еду брать Берлин! Я знаю, милая мама, что ты сейчас будешь плакать. Будь же мужественной, я тебя очень прошу об этом. Воспитывай в школе твоих будущих воинов, а я на фронте буду бить гадов так, чтобы из них пух летел...»
Свое слово А.В. Кронит сдержал. Боевое крещение получил под городом Речица. Он, проявив смекалку, подавил вражеский пулеметный расчет и тем самым дал возможность продвинуться подразделениям 241-го гвардейского стрелкового полка. За этот бой Альберт был награжден очень почитаемой солдатской медалью «За отвагу».
23 сентября 1943 года части 75-й гвардейской Бахмачской стрелковой дивизии вышли на левый берег Днепра в районе села Тарасовичи и с ходу первыми в 60-й армии форсировали реку около города Дымер, в 35 км севернее Киева. Противоположный берег был пологий. Это позволило артиллеристам полка. занимавшим позиции на крутом восточном берегу, вести огонь по врагу прямой наводкой. Они быстро подавили его пулеметные точки и уничтожили несколько артиллерийских орудий. В результате подразделения 241-го гвардейского стрелкового полка, переправившиеся через Днепр, сумели захватить плацдарм.
Противник предпринимал все усилия для того, чтобы сбросить бойцов 75-й гвардейской Бахмачской стрелковой дивизии с плацдарма. Но они стойко и мужественно отбивали все вражеские атаки. В ходе боевых действий отличились многие бойцы и командиры дивизии, в том числе и наводчик противотанкового ружья 2-го стрелкового батальона 241-го гвардейского стрелкового полка гвардии младший сержант А.В. Кронит.
«В боях на Киевском направлении проявил себя исключительно смелым, мужественным и стойким воином,
— отмечал 8 октября в наградном листе командир полка гвардии подполковник Н.П. Бударин.
— 24 сентября 1943 года в числе первых форсировал Днепр на сооруженном из подручных материалов плотике, сохранив противотанковые ружья и боеприпасы, перенес их на руках при переходе старого русла реки Днепр и вместе со стрелковым взводом вступил в отражение численно превосходящих сил противника, поддерживаемых танками.
При этом лично поджег два средних танка. Когда вражеской миной был выведен из строя ПТР и легко ранен сам Кронит, поля боя не покинул, а захватив трофейный пулемет, стал из него расстреливать наступавших немцев. За 24 и 25 сентября 1943 года огнем своего пулемета отразил 13 атак противника, а когда вышли все боеприпасы, с гранатами в руках первым бросился на врага, увлекая за собой всех остальных. В рукопашной схватке уничтожил 9 немцев. Достоин присвоения звания «Герой Советского Союза».
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 октября 1943 года гвардии младшему сержанту А.В. Крониту было присвоено звание Героя Советского Союза.
Имя отважного сержанта стало известно всей стране. Ему были посвящены публикации в газетах, очерки, а после войны и воспоминания. Писатель и фронтовой журналист А. Аграновский еще в 1944 году рассказал о его подвиге. Позволим себе процитировать некоторые строки в дополнение к наградному листу:
«...От берега отделяется несколько самодельных плотов. Не слышно собственного дыхания... Казалось, все замерло на этой величавой реке, но никогда жизнь, воля к жизни так не бушевала здесь, как в эти торжественно страшные минуты.
До берега уже недалеко, вот ясно стали слышны немецкие голоса. Что это: песня? Нет, это перекатывается немецкая команда: русские плоты обнаружены. Одна ракета, другая... пятая... В мгновение грянули десятки громов, запылало небо, мириадом бриллиантов зажегся Днепр... Опрокинулся задний плот.
— Товарищи! — кричит командир. — Вперед, за Родину! — и первый бросается в воду.
Клокочет Днепр от вражеских снарядов. Весь мир, казалось, бушует. Уже слышны стоны своих...
— За мной, смелей! — продолжает бодрить командир.
И через несколько минут:
— Ура! Ура!
Это наши с ходу, чуть зацепившись за берег, идут в атаку. Немцы не ожидали такой стремительности. Они не ориентируются, откуда появились советские бойцы. Уже переколоты десятки фрицев и михелей, уже отвоеван один клочок вражеской траншеи, другой клочок...
— Коли! Коли-и-и! — звенит молодой голос командира. — Ур-а-а-а...
Какое счастье быть матерью такого сына, как Альберт! Какое счастье быть сыном такой Родины-матери, как Россия. Бороться за нее, за ее честь. За великое будущее своей Отчизны!»
Газета «Сталинец» Рыбинского района Красноярского края опубликовала под заголовком «Мой сын» рассказ Веры Михайловны Кронит. В нем есть такие строки:
«...Сын уезжал на фронт. Последние минуты расставания.
— Пожелай мне счастья, — попросил Альберт. И я благословила сына всей силой материнской любви, сказала: «Пусть не дрогнет в бою рука, если силы начнут тебе изменять — вспомни мать. Я всегда с тобой».
— Буду помнить, мама!..»