Картина, которая будоражила сознание людей: "Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года". Сюжет не самый радостный, отец убил родного сына. Почему художник выбрал именно этот сюжет? Что могло его вдохновить на создание такого жутковатого произведения? Об этом вы узнаете в этой статье, читайте ниже.
Продолжаю рассказывать о великом мастере Илье Ефимовиче Репине, в прошлый раз история моя была о Пенатах и такой парадной картине, как "Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года". Сегодня хочу вам рассказать, как Илья Ефимович создал известное полотно: "Иван Грозный.." Кто послужил моделью для основных персонажей. Как реагировала публика в прошлом и в нашем веке.
А всё началось с того, что как то, художник услышал музыку Римского-Корсакова "Месть". И музыка произвела неизгладимое впечатление на Илью Ефимовича.
"Эти звуки завладели мною, и я подумал, нельзя ли воплотить в живописи то настроение, которое создалось у меня под влиянием этой музыки. Я вспомнил о царе Иване. Это было в 1881 году. Кровавое событие 1 марта всех взволновало. Какая-то кровавая полоса прошла через этот год..."
И. Е. Репин
Весной 1881 года Репин дважды был в Петербурге. Художник хотел посетить выставку Передвижников, в это время был убит Александр II. Это событие взбудоражило всю страну и даже мир. В этом же году художник присутствовал на казни первомартовцев.
Первомартовцы- это группа из восьми человек "народовольцев", которые подготовили и участвовали в покушении императора Александра II, среди них: Желябов, Перовская, Рысаков,Гельфман, Саблин, Михайлов, Гриневицкий, Кибальчич.
" Ах, какие это были кошмарные времена, - вздыхал Репин, - сплошной ужас....Я даже помню на груди каждого дощечки с надписью: "цареубийца". Помню даже серые брюки Желябова, чёрный капор Перовской.."
И. Е. Репин
Первый эскиз появился в 1882 году на нём Иван Грозный, опустившись на правое колено, поддерживает сына под левое плечо; царевич прислонён спиной к левому колену царя Ивана. Царь словно смотрит на кого-то вне предела картины, его правая рука с ещё не оброненным посохом скользит вдоль тела сына.
" Я работал заворожённый. Мне минутами становилось страшно. Я отворачивался от этой картины, прятал её. На моих друзей она производила то же впечатление. Но что-то гнало меня к этой картине, и я опять работал над ней".
И. Е. Репин
Известно, что художник увлекался историей и читал многие исторические источники. Трагедия, которая случилась в далёком прошлом, до сих пор скрывает настоящую истину. Историки не могут дать полной картины о происшествии между отцом и сыном. Есть несколько исторических версий ссоры между Грозным и его сыном Иваном: разногласия в вопросе о помощи осаждённому Пскову и обида, нанесённая царём жене царевича, который за неё вступился. Жена царевича была беременна и отдыхала в покоях в одной сорочке, в этот момент зашёл царь и увидел невестку неподобающе одетой и избил её.
Илья Ефимович изобразил трагедию уже произошедшей. Мы невидим, что послужило этому, мы наблюдаем итог действия.
Образ Ивана Грозного создавался довольно длительное время. Для Ивана Грозного позировали Мясоедов Г. Г. и композитор Бларамберг и старик живший в Царском Селе. Илья Ефимович настолько был поглощён образом Грозного, что однажды остановил рабочего на Литовском рынке и написал сразу с него этюд.
Для головы царевича моделями служили Гаршин В. М. и Менк В. К. художник объединил их черты для создания образа.
" И вот, наконец, на одном из своих вечеров, по четвергам, я решил показать картину своим гостям, друзьям-художникам (некоторые были с жёнами). Были: Крамской, Шишкин, Ярошенко, П. Брюллов и другие. Лампами картина была освещена хорошо и воздействие её на мою публику превзошло все мои ожидания... Гости, ошеломлённые долго молчали, как очарованные в "Руслане" на свадебном пиру. Потом долго спустя, только шептали, как перед покойником... Я наконец закрыл картину. И тогда даже настроение не рассеивалось и долго..."
И. Е. Репин
Картина создавалась в течение почти трёх лет. Когда картина была ещё в работе и далека до завершения, Третьяков уже твёрдо решил её купить для своей галереи. Но выставить картину в Москве оказалось проблематично, несмотря на то что в Петербурге выставка прошла на ура.
"А меня-то прихлопнули в Москве, в понедельник, 1 апреля. Картину сняли с выставки и запретили распространять в публике каким бы то ни было способом..."
Из письма И.Е. Репина
Только спустя три месяца, разрешили повесить картину. У художника были влиятельные заступники.
Публика приняла картину очень бурно.
" Что такое убийство, совершённое зверем и психопатом, хотя бы и собственного сына?! Решительно не понимаю, зачем? Да ещё, говорят, он напустил крови! Боже мой, боже мой! Иду смотреть и думаю:ещё бы!Конечно, Репин талант, а тут поразить можно... Но только нервы! И что же я нашёл? Прежде всего, меня охватило чувство совершенного удовлетворения за Репина. Вот она, вещь в уровень таланту! Судите сами. Выражено и выпукло выдвинуто на первый план — нечаянность убийства! Это самая феноменальная черта, чрезвычайно трудная и решённая только двумя фигурами... И как написано, боже, как написано! В самом деле, вообразите, крови тьма, а Вы о ней и не думаете, и она на Вас не действует, потому что в картине есть страшное, шумно выраженное отцовское горе".
Из письма Крамского
Репин после выставки ещё возвращался к доработке фона картины, он не подозревал, какая судьба ждёт его произведение.
16 января 1913 года молодой человек, по профессии иконописец, Абрам Балашев изрезал картину ножом. Из трёх ударов один пришёлся на лицо Грозного. Повреждения были ужасающие! Для реставрации были приглашены из Эрмитажа Д. Ф. Богословский и И. И. Васильев. Вскоре приехал сам автор картины из Куоккалы. Репин имел привычку переписывать старые картины и когда он увидел повреждения то решил написать всё по новому.
Когда я вошёл в комнату, где была заперта картина, и увидев её, я глазам своим не поверил: голова Грозного была совершенно новая, только что свеженаписанная сверху донизу в какой-то неприятной лиловой гамме, до ужаса не вязавшейся с остальной гаммой картины. "
Из воспоминаний И. Грабаря
Реставраторам пришлось снимать новый красочный слой написанный Ильёй Ефимовичем и заполнять утраченный слой живописи с помощью акварели, так как этот материал с годами не темнеет. Так картина была восстановлена.
Когда рассматриваешь сюжет этой картины невольно содрогаешься от понимания, что содеянное уже не изменить, жизнь не вернуть. Ужас, читающийся в глазах Грозного словно, предостерегает нас от необдуманных решений. Расплата за содеянное будет мукой на оставшуюся жизнь.