Тема: Буква Ц и звук, который она обозначает.
Цели:
1.Постановка сложного звука Ц.
2.Знакомство с буквой Ц.
3. Совершенствование навыка чтения и письма.
Оборудование:
таблица слогов, цветные карандаши, тетрадь, ручка
Ход урока:
I.Повторение пройденного:
Повторение букв и слогов по таблице:
А О У И Ы Л М Н С З Б П В Ф Ж Ш Й Е Ё Я Ю Р Г К Х Д Т
Внимание! Буквы нужно повторять все и на каждом уроке. Слоги можно читать только с теми буквами, которые слабо запомнились.
II.Артикуляционная гимнастика:
- «Улыбка – Трубочка». Поставить верхние зубы на нижние, растянуть губы в улыбке, показав все зубы, удерживать улыбку 3 – 5 секунд, вытянуть губы вперед трубочкой, удерживать губы в таком положении 3 – 5 секунд. Выполнять переключения с одной позиции на другую 5 – 7 раз.
2. «Футбол». Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, лежащий на столе перед ребенком, загоняя его в «ворота».
3. «Чистим зубки 2». Открыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.
4. «Ириска»: Положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить кусочек конфетки к небу за верхними зубами.
5. «Грибок». Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, и прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. Тогда язык будет напоминать тонкую шляпку гриба, а растянутая подъязычная связка – его ножку.
6. «Вкусное варенье». Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.
7. «Чашечка». Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на нижнюю губу (при необходимости, распластать язык, пошлепав по нему верхней губой со звуком «пя-пя-пя»), приподнять все края языка вверх. Удерживать 5-10 секунд.
8. «Лошадка». Упражнение выполняется медленно. Нижняя челюсть должна быть неподвижна, работает только язык. Следить,чтобы кончик языка не подворачивался назад и вверх.
Внимание! Звук ц – это сложный комбинированный звук, который состоит из двух звуков, произносимых последовательно – т и с. Поэтому прежде, чем начать его постановку, стоит прочитать о том, как он произносится.
III. Изучение нового материала:
Произношения звука Ц:
- Кончик языка, как при произнесении звука с, упирается в передние нижние зубы. Язык приподнимаем и выгибаем «горка». Передняя часть спинки языка должна сомкнуться с нёбом (у альвеол). Язык широко распластан, боковые края напряжены. В момент выдоха переднюю часть спинки мгновенно размыкаем с нёбом. Кончик языка слегка отдёргиваем от нижних зубов, этим самым усиливаем толчок воздушной струи.
2. Губы растягиваем в улыбке.
3. Зубы при произнесении звука смыкаем или сближаем. При произнесении гласного звука в прямых слогах зубы размыкаются.
4. Воздух выдыхаем толчком в момент размыкания языка с нёбом. На тыльной стороне ладони, поднесённой ко рту, ощущается холодный поток воздуха
5. Голосовые складки разомкнуты и не вибрируют, поэтому образуется глухой звук ц.
1.Постановка звука ц:
Внимание! Постановку звука ц следует начинать только в том случае, если отработано произношения звуков С и Т, так как этот звук является комбинированным.
Вариант 1. Открываем рот. Кончиком языка упираемся в нижние передние зубы, а язык приподнимаем и выгибаем так, чтобы передняя часть прижималась к нёбу. Язык касается верхних зубов спинкой. Без включения голоса произносить звук, имитирующий звук т. (При произнесении изолированного нормального звука т кончик языка упирается в передние верхние зубы.) Произнесение звука происходит в момент размыкания, когда кончик языка отскакивает от нижних передних зубов под напором сильной струи выдыхаемого воздуха. Губы напрягаем, растягиваем в улыбке. Контроль тыльной стороны ладони.
Упражнение полезно тем, что приучаем язык к тому положению, которое необходимо при произнесении звука ц.
Внимание. При произнесении звука, имитирующего звук т, кончик языка упирается в верхние передние зубы (как при произнесении твёрдого звука т), и цель упражнения не достигается.
Вариант2. Открываем рот. Кончиком языка напряжённо упираемся в нижние передние зубы. Спинка языка выгнута и касается верхних передних зубов.
Вариант3. Плоский язык поднять к нёбу, касаясь краями языка резцов,
произнести звук т, затем звук с. Затем произнести их последовательно т-с, затем ускорить темп. При быстром произнесении звуков т-с получается звук ц.
2.Знакомство с буквой ц:
· показать букву ц, затем предложить найти её в любом тексте;
· письмо заглавной и строчной букв ц по образцу;
· чтение слогов с буквой ц по таблице.
3.Запись слогов с буквой ц под диктовку:
Ца цо цу ци цы це ац оц уц иц ец
Внимание! Не объясняя правила, следует сказать, что иногда после ц пишется и, а иногда ы.
4.Чтение слов с буквой ц:
Цапля царица царство царский цокот цукат цунами цукини цикл цикламен циклон цинк цинизм циновка цирк цыгане цыплёнок цыпочка цистерна цитата цитрус циферблат цифра целый ценник целина цех центр цедра цензура целевой.
5.Задание к словам:
Обвести красны карандашом слова, которые обозначают признак предмета.
- На какой вопрос они отвечают?
Внимание! Не забывайте объяснять значения непонятных слов:
Цокот – звук копят лошади
Цукат – десерт из сваренных с сахаром фруктов
Цунами – большие волны
Цукини – вид кабачка
Цикламен - декоративное цветущее растение
Цинк – химический элемент
Циклон – область низкого давления
6.Запись слов под диктовку:
Внимание! С этого урока слова для диктанта будут состоять из 5 букв и количество их увеличится до 20.
Цокот цукат цифра целый центр цедра халва ханжа ходок хорёк хомут хомяк хобот холод табак табор такси такса тоска толпа.
Внимание! Слова проговаривать чётко. Перед написанием обучаемый так же проговаривает слово. Не переходить к письму до тех пор, пока не будет чёткого произношения. В процессе написания повторять слова, диктуя самостоятельно.
7.Чтение текста:
Тёплое весеннее утро. Потоки яркого света спускаются с лазурного неба. Дует ласковый ветерок. Лес покрыт зелёной дымкой. Воздух свеж и чист. Во всём чувствуется дыхание весны
8.Ответы на вопросы к тексту:
Внимание! Начиная с этого урока ответы на вопросы должны состоять из трёх слов. Если у обучаемого сразу не получается, следует подводить его к таким ответам наводящими вопросами, требуя в результате повторить полный ответ.
- Какое было утро? (Было тёплое весеннее утро.)
- Что спускалось с неба? (Потоку яркого света.)
- Откуда спускались потоки света? (Спускались с лазурного неба.)
- Какой дует ветерок? (дует ласковый ветерок).
- Чем покрыт лес? (Покрыт зелёной дымкой).
- Какой воздух? (Воздух чистый и свежий)
Внимание! Обучаемый скорее всего будет говорить медленно. Торопить его ни в коем случае нельзя. Необходимо не только ждать полного ответа, но и требовать медленного, но чёткого произношения. При необходимости ответ повторять.
IV.Итог:
Повторить все изученные буквы: А О У И Ы Л М Н С З Б П В Ф Ж Ш Й Е Ё Я Ю Р Г К Х Д Т Ц
Предыдущий урок: https://zen.yandex.ru/profile/editor/id/5b2c16eca68e5400a964f9ee/5decc41e98fe7900b0eaf2d4/edit
Следующий урок: https://zen.yandex.ru/profile/editor/id/5b2c16eca68e5400a964f9ee/5def44b9ecfb8000afe6775a/edit
Видео урок можно посмотреть по ссылке:
Уважаемые пользователи. Если материал был вам полезен поставьте лайк и подпишитесь на канал. Это даст вам возможность заниматься удалённо и получать необходимые консультации. Каналы с большим количеством подписчиков чаще демонстрируются в ленте. Это позволит большему количеству людей увидеть уроки. Поделитесь ссылкой в социальных сетях. Возможно, эти уроки помогут кому-то ещё. Если у вас появились вопросы или пожелания, оставляйте их в комментариях.