Найти тему
Борис Мирочник

С чего начать блог. Четыре первых шага

Оглавление

Еще до того как начать блог я бы рекомендовал ответить на вопрос, зачем вам это нужно, какая будет практическая польза от ведения блога.

Когда вы найдете свою мотивацию, наверняка появятся сомнения. И хорошо! Было бы странно, если бы вы не сомневались в своей исключительности и праве на успех.

Поскольку чтобы вырастить блог потребуется терпение и последовательная работа, главное сомнение, которое стоит развеять такое: "Что если, мне не понравится писать тексты". А для этого нужно просто начать. Любопытство побеждает сомнение"!

Первый шаг. Выбрать тему

Поскольку вы собираетесь писать блог, а не сочинение, то нужно выбрать тему блога. То есть то, что будет написано в описании канала.

Представьте, вы выбираете фильм, читаете пару предложений синопсиса и этого достаточно, чтобы начать просмотр. Мысль в синопсисе ясная и краткая. Ведь если нам, вдруг, не понятно - мы же продолжаем искать свой фильм дальше.

Вот вы читаете Дзен. Обратите внимание, на то как вы выбираете на какой канал стоит подписаться. Порядок, наверняка такой: понравилась статья - заходим на канал, читаем описание канала, скролим названия статей, складывается общая картина - подписываемся. Если картина не складывается и канал не понятно о чем, то подписываться не будем, так?

Если канал новый, как у меня, то вы вообще кроме описания ничего не увидите. Я постарался сделать четкое описание канала, пришлось переписывать три раза. Посмотрите, получилось ли у меня заинтересовать.

Попробуйте и вы написать синопсис к своему будущему каналу. Вы должны понять примерное направление своего творчества. "Примерное", потому что в начале все очень гибкое, переменчивое. Но зафиксируйте первый вариант синопсиса, ведь мысль выраженная на бумаге - это и есть самый первый шаг.

Второй шаг. Написать текст

Смотрите, мысль в голове, пусть даже четкая, сформулированная; и мысль изложенная в тексте - и то, и другое неосязаемо. Однако, первое - все еще фантазия, второе - уже её реализация.

Меня как-то спросили что я думаю на счет материальности мысли (избитая нынче тема). На что я ответил, что снимая видео только этим и занимаюсь: рождается мысль, визуализирую, заливаю в YouTube и бам! Она материализована!

Мы с вами не завод строим. Тут все неосязаемо: продукт - это мысли, зафиксированные в цифровом тексте, хранящимся в облаке, а наша цель - сформировать сильный личный бренд - тоже, ведь, не пощупаешь.

Когда мы начинаем строить блог, издержки поначалу тоже неосязаемы. В первую очередь - это время. Для своего первого текста "Продюсируй себя сам" мне пришлось потратить:

  • полдня изучать платформу, правила и редактор Дзен,
  • целый день писать и подбирать иллюстрации,
  • собрать фидбек от своего окружения и делать еще полдня правки.

Итого более двух дней на одну статью! Да еще, у которой охват каких-то 40 прочтений!

Кстати, обязательно собирайте фидбек. Маме рассказывать не обязательно - все что вы делаете ей и так безоговорочно нравится, отправьте черновик тем, кто любит покритиковать.

Питчинг для мамы вряд ли улучшит качество вашего контента, но маме понравится
Питчинг для мамы вряд ли улучшит качество вашего контента, но маме понравится

Публичной критики вам еще долго не видать, она приходит с популярностью, поэтому дорожите критикой, которую сможете получить от друзей и знакомых.

И пусть высокие временные затраты в начале не пугают. Мозг так устроен, что ему нужна тренировка. Потом "нейронные пути" прокладываются, и ты едешь по ним с ветерком.

Это моя вторая статья и я написал ее за полтора дня. Да, она короче первой, но это один из уроков, который я вынес после первой статьи, несколько перегруженной лишним текстом. Вот что я понял - важно не отвлекаться от основной темы, это забирает время, удлиняет текст, снижает вероятность дочитывания статьи и, как следствие, интерес подписчиков и рекомендации алгоритмом Дзен".

Если вы подойдете к своей первой статье серьезно, с желанием написать интересно, свежо, то вам придется порыться в материале. Так появится ощущение многомерности и глубины информации. Вы поймете, что Вы не иссякните. Я уже понял, что информация по любому предмету неисчерпаема, ограничены мы только временем.

Третий шаг. Составить контент-план

Теперь важно набросать примерный план по контенту. Когда речь идет о фантазии, нам нужна структура, нет ничего хуже для творчества, чем неограниченная свобода. Это как игра без правил, без смысла и без результата. Как парусам нужна мачта, так и вашему творчеству нужна структура, без нее ваши паруса - тряпка. Я встречал очень талантливых, но абсолютно бессистемных ребят, которые, зная о своем таланте, не могли его применить.

Контент-план должен помогать вам оставаться в своей теме. Для удобства читателей он должен задавать логику повествования. Он также должен иметь расписание. Расписание нужно по-началу самому автору, для дисциплины, для выработки привычки. Потом же, когда обрастёте аудиторией, ваши подписчики будут знать, по каким дням вас читать, и это поможет им реже пропускать ваши публикации.

Контент-план в начале не должен быть жестким. У вас же нет аудитории, ответственность минимальна - только перед самим собой. На этом этапе главное понять, нравится ли тебе твое новое занятие. Как же оно понравится, если с самого начала себя насиловать, вымучивать по семь некудышных статей в неделю?! Можешь делать один хороший текст в неделю? - Достаточно! Сделай это правилом: "В неделю один хороший текст".

Делать публикации лучше в один и тот же день. Автору так легче выработать дисциплину, подписчикам следить за новыми публикациями
Делать публикации лучше в один и тот же день. Автору так легче выработать дисциплину, подписчикам следить за новыми публикациями

План по контенту можно сравнить со скелетом: у новорожденного косточки гибкие, по мере взросления скелет становится жестче.

Четвертый шаг. Сформировать расписание работы над блогом

Напрашивается аналогия с фитнесом. Если тренироваться редко и нерегулярно - ничего в твоем теле меняться не будет. Отсутствие результата приводит к ощущению бессмысленности тренировок. Прогресс - это результат регулярно повторяющегося усилия.

Обычно люди хотят результат. А нужно захотеть выполнить работу. Видео моей трансформации посмотрело более 1млн человек. Большинство со схожей проблемой лишнего веса захотели аналогичный результат. Тем более, что выглядит он вполне достижимым. Думаю, однако, не более 100 человек из их числа захотели на результат поработать.

Наша задача в начале - научиться писать. У нас еще нет сформированного стиля, наработанных лайфхаков или образа мышления, которые бы нам упрощали работу блогера - создание контента. Для нас первые посты - это тренировка.

Знаете что происходит через первые две недели после начала физических тренировок? - Тело начинает просить нагрузку. Поэтому после того, как вы написали первую статью, вам просто нужно сформировать расписание работы над каналом на две недели вперед.

Скажем, я могу писать по 1 часу в день. На одну статью у меня уходит 7 часов. За неделю мне нужно собрать одну завершенную публикацию. Итак, час с утра с Пн по Вс пишу статью. Каждый Пн я ее публикую. И держать это расписание.

Эту фотографию я сделал для обложки статьи, она хорошо подходит к заголовку. Однако спринтерский старт, который я изображаю совсем не подходит по смыслу тому, что представляет собой блог. Блог - это марафон - длинная дистанция и никак не спринт
Эту фотографию я сделал для обложки статьи, она хорошо подходит к заголовку. Однако спринтерский старт, который я изображаю совсем не подходит по смыслу тому, что представляет собой блог. Блог - это марафон - длинная дистанция и никак не спринт

Зная свое расписание, вы найдете время для ведения блога.

Ну а теперь, перед тем, как начать тренировки сделайте первый шаг - вербализируйте то, о чем хотите писать - зафиксируйте синопсис своего канала в тексте. Можно продублировать в комментариях к этой публикации.

Следующая публикация - подробней о первом шаге "Как выбрать тему блога"

Искренне ваш,

Борис Мирочник