Когда Вы организовываете свой бизнес, Вы должны понимать, что прибыль, как это ни странно, не является самоцелью. Прибыль, которую Вы получаете в результате бизнеса – это результат ряда хороших правильных решений. Закон очень простой: если вы делаете правильные шаги, прибыль есть; если у вас неправильные шаги, то прибыли нет. Казалось бы, зачем я говорю эти очевидные вещи? На самом деле смысл состоит в том, что когда вы организовываете свой стартап, то цель, которую Вы перед собой ставите, должна быть некой большой и глобальной.
Прибыль, как это ни странно, это только один из результатов. Если Вы правильно поставили цель, правильно определили и создали продукт, правильно выбрали инструменты продаж и продвижения, правильно выбрали команду и правильно распределили ресурсы, то прибыль обязательно появится.
Не исключаю, что сейчас я вызвал Ваше возмущение: «Маринович, что ты такое говоришь?». Конечно, если Вы хотите организовать сайт по доставке еды из ресторана Макдоналдс в ночное время по телефонному звонку, то в этом случае нужно все посчитать. Нужно прикинуть, оценить ёмкость рынка, аудиторию и т.д. Но главное, что Вы должны для себя решить – какую цель вы перед собой ставите? В результате каким Вы видите свой бизнес через 2-3 года? На что должен быть похож Ваш стартап, когда он превратится в зрелый бизнес? Что является вашей конечной целью? Это будет компания, которую вы передадите своим детям? Это компания, которую вы изначально строите для того, чтобы ее продать? Это компания, которую вы хотите сделать со своими товарищами? Или Вы хотите создать компанию своей жизни, на работу в которую будете ездить каждое утро до 70 лет? А какую мега-потребность или мега-ценность Вы удовлетворите и дадите вашим пользователям? Какая цель? Зачем Вам это нужно? Что Вы хотите в результате получить? Лично Вы?!
«ВКонтакте» ко мне «постучался» один парень из Воронежа, и попросил, чтобы я дал ему консультацию о его следующих шагах. У него была небольшая компания по платежным терминалам. Сейчас сложные времена, конкуренты «наступили на пятки», он хочет свою компанию продать и построить новую. Я задал ему вопрос: «В чем Ваша цель? Что Вы хотите сделать, и что в результате хотите получить?» Он начал мне говорить про BWM Х5, про то, что он привык отдыхать на хороших курортах, что он привык одеваться в хорошую одежду.
Я его прервал достаточно бесцеремонно, потому что это не может являться целью. Для того чтобы купить Х5, хорошо одеваться и отдыхать на курортах, можно сделать карьеру в большой компании, и в результате выйти на те деньги, которые позволят тебе делать эти покупки, хорошо отдыхать и ездить на хорошей машине. Это не может быть целью.
А что же в таком случае цель? Целью является то, без чего вы не сможете жить. Например, вы хотите стать свободным, вы хотите самостоятельно определять свой день, свою неделю, свой месяц. Вы хотите ни от кого не зависеть, вы хотите сами решать, как выполнить ту или иную задачу. Это - цель. Правда, это важная цель для меня. Потому что те компании, которые я возглавлял в последнее время и те стартапы, которые я реализовывал, давали мне самое главное, лично мне – Владимиру Мариновичу.
С инвесторами у меня всегда была одна простая договоренность – до тех пор, пока я их устраиваю, как человек, который приносит им результат, я работаю в компании. Но если я в компании работаю, то компанией руковожу я, никакой инвестор не занимается «рукосуйничеством», никто никогда «не ныряет под меня». Для меня это предельно важная вещь. С одной стороны, это возможность реализовать свою идею, с другой стороны, ответственность за реализацию этих идей. Это то великое, что лично для меня является самым главным в том, что я делаю. И это, по большому счету, главная цель для меня.