Совсем недавно мы рассматривали тему крестовых походов и пытались разобраться, являются ли они достойным аргументом против веры в бога как таковой. Сегодня мы обратимся к схожему вопросу и поговорим об инквизиции.
По долгу своего служения мне часто приходится разговаривать с людьми на религиозные темы. Обычно это люди, уже имеющие какие-то зачатки христианской веры, но иногда в нашу школу заглядывают и неверующие (разумеется, им мы особенно рады). И вот как раз от них я нередко слышу следующий аргумент: я никогда не пойду в церковь, потому что она уничтожила миллионы невинных людей посредством инквизиции, да еще и нагло называя ее "святой". Как же реагировать на такие заявления?
По собственному опыту могу сказать, что говорить на эту тему следует очень аккуратно. Всего лишь одно неосторожно сказанное слово в защиту инквизиции сведет на нет всю вашу дальнейшую аргументацию, какой бы стройной и логичной она ни была. Поэтому следует сразу же согласиться с вашим собеседником, что убивать людей это неправильно и очень, очень плохо. И как только он убедится, что вы согласны с ним в этом (в общем-то, достаточно простом) вопросе, можно предложить ему продолжить разговор.
Представление об ужасах европейской инквизиции глубоко засело в сознании современных людей. И чтобы понять, является ли оно оправданным, следует подробно и критически исследовать материалы первоисточников. Сделав это, можно обнаружить, что инквизиторы в первую очередь были не палачами и мракобесами, а профессиональными юристами и защитниками внутренней безопасности государства. Поймал себя на искушении добавить, что они вообще были весьма милыми людьми, но, разумеется, это будет преувеличением.
Я говорю об этом потому, что велико искушение сразу же поправить своего оппонента относительно количества жертв святой инквизиции. Обычно говорят о "миллионах" умученных без уточнения их реального количества, хотя в атеистических материалах попадаются и более точные цифры в 10-12 миллионов человек (ссылка 1, ссылка 2). Но если вы начнете именно с этого, то потом уже никогда и ни в чем не сможете убедить своего собеседника, потому что он будет считать, что вы защищаете институт религиозного насилия вообще и этих страшных церковных палачей в частности.
Более правильными оценками количества жертв инквизиции являются цифры в 50-100 тысяч человек за несколько веков работы этой организации. Разумеется, это много, но сопоставимо с числом жертв в автокатастрофах в одной только России всего за несколько лет (ссылка) и гораздо меньше, чем количество казненных за различные преступления в мире сегодня. Конечно, население Европы в те времена было гораздо меньшим (например, во Франции в XV-XVI веках оно составляло всего 15-20 миллионов человек, а в Испании - 8-10 миллионов). Но это говорит также и о том, что число жертв инквизиции вряд ли могло бы равным населению крупной европейской страны.
Еще один момент, связанный с ужасами инквизиции, это условия содержания в их тюрьмах. Знаете ли вы, что в XIV веке папа римский Климент V запретил заключать религиозных узников в кандалы, подвергать пыткам без разрешения епископа и использовать камеры в подземельях? По утверждению историка Хуана Антонио Лорьенте, условия в тюрьмах инквизиции были гораздо более мягкими, чем в тюрьмах светских. Это приводило даже к тому, что преступники, пойманные за обычные преступления, намеренно выкрикивали богохульства с тем, чтобы их судила не светская, а церковная власть.
К чему я вообще всё это говорю? Если вы подумали, что ради оправдания жестокости, творимой во имя Христа, то это бесконечно далеко от истины. Свобода, которую имеет сегодня человек в развитых странах (и особенно - свобода вероисповедания), это грандиозное достижение современной цивилизации. Принуждать кого-либо к "правильной" вере является страшным преступлением против личности, и я надеюсь, что этого больше никогда не повторится в церковной истории.
Мой тезис состоит лишь в том, что если вы сегодня имеете негативное отношение к Церкви за "миллионы жертв инквизиции", то просто знайте, что ваша позиция строится на крайне слабом и исторически неверном аргументе.
А каково ваше отношение к институту Святой Инквизиции? Расскажите в комментариях.