Найти в Дзене
Живопись

Художник Георгий Лапшин

1906 год художник Георгий Александрович Лапшин провёл в Париже... Есть в этом факте своя собственная, глубоко символичная метафизика. В тот момент прошедшая через революционное потрясение общественного сознания Россия интуитивно стремилась найти социально-политическое равновесие, как можно органичнее совместив консервативные воззрения одной части общества с передовыми идеями другой.

И в это же самое время герой нашего рассказа, оказавшийся за многие сотни вёрст от родной Москвы, денно и нощно трудился в парижской Школе Кормона и художественной студии Лермитта, синтезируя академические знания, полученные в Строгановском училище, с полюбившимися ему с первого взгляда импрессионистским направлением живописи. Стремительная трансформация сознания большого мастера на фоне ментального перерождения великой державы — сюжет, достойный больших экранов. Тем более, что спустя полтора десятка лет первый покинет вторую навсегда. Георгий Александрович закончит свой век всё в том же Париже, куда (транзитом через Италию и Германию) эмигрирует в 1922 году и где добрых три десятка лет будет одним из видных деятелей Общества французских художников. Кроме того, сверходаренный русский эмигрант станет выдающимся декоратором и самой настоящей звездой театральных подмостков. Франция запомнит Лапшина как «художника-тенора» и режиссёра-постановщика спектакля «Сказание о невидимом граде Китеже».

Ну а для нас первоочередной интерес представляют его удивительные пейзажи. Творения Георгия Александровича — это всегда уникальная атмосфера, неповторимое настроение каждого нового полотна. А точнее — те виртуозные приёмы, с помощью которых откровенно небогатые на детали объектов картины добиваются сильного эмоционального эффекта.

Для лучшего понимания этой «эмфатической механики» обратимся к натюрмортам кисти Лапшина. Обратите внимание, уважаемый читатель, какой разительный контраст являют многочисленные, тщательно «выписанные», «подробные» элементы цветочных композиций в сравнении с лаконичными «срезами реальности», которые представляют собой пейзажные работы мастера. С одной стороны, живописец предоставляет нам возможность сколь угодно долго любоваться благоухающими соцветиями, «гуляя» взглядом по тысячам хитросплетений цветов, оттенков и форм.

-2
-3

Но стоит нашему восприятию столкнуться с широкими, дерзкими мазками и отчаянно-смелыми сочетаниями оттенков, и в нём тотчас рождается ощущение изменчивости, «неустойчивости» композиции в целом. Подсознание моментально выделяет для нас ключевые объекты в пространстве холста и тут же сигнализирует о «нехватке» визуальных доминант для составления более полного впечатления. Именно так происходит с каждым, кто бросает первый беглый взгляд на нечто, завладевшее нашим вниманием, и составляет самые первые и ранние, а потому — самые свежие и острые ощущения от увиденного.

-4

Художник, таким образом, оказывается способен подарить зрителю новизну впечатлений от созерцания улиц, площадей, парков и набережных, которые могут быть давно ему знакомы. Тем же, кто впервые в жизни видит изображаемую панораму, он позволяет ощутить себя не статичным наблюдателем, но как бы живым и движущимся элементом композиции. Ведь и в жизни мы редко замираем на десятки минут, чтобы полюбоваться маковкой старинной церкви подле разбитого полозьями зимнего тракта или игрой ветра, треплющего листву каштанов на парижских улочках.

*
*

Это не просто мир, увиденный и перенесённый на холст стараниями живописца; здесь навсегда поселились и всякий раз заново переживаются неоценимо важные моменты чьих-то первых встречи расставаний, обретённая уверенность или потерянные иллюзии, миллионы оттенков самых разных чувств. Импрессионизм Лапшина — стремительный, «дышащий» и вечно актуальный.

Автор: Лёля Городная

🎯 Ваша подписка на канал «Живопись», репосты на свои социальные странички очень важны для авторов. Поддержите канал своим участием! Большое спасибо!