Оригинал: https://hanna-kash.ru/kto-pomozhet-najti-schaste-360-obzor-rynka-pomogayushhih-praktikov/
Кто такие помогающие практики? Почему их в последнее время стало так много? Откуда в соцсетях взялась вся эта толпа психологов, коучей, консультантов по любым вопросам, астрологов, телесных терапевтов и иже с ними? Где они были раньше и почему их становится всё больше? За счёт чего растёт число их клиентов? Почему становится нормальным ходить к психологу, разбираться в сложных ситуациях с коучем, привлекать консультантов для решения специфических задач? Каково это, быть помогающим практиком? Как вести себя на этом диком, но симпатичном рынке? Как отстроиться от шарлатанов (куда же без них) и показать «я не такой»? Как найти «своего» специалиста?
На эти и другие вопросы мы отвечаем вместе с Анной Сержантовой, психологом, коучем и бизнес-консультантом в рамках обзорной «экскурсии» по индустрии помогающих практиков для наших коллег и их клиентов. Если вы предпочитаете читать, а не смотреть, то под видео полная текстовая версия обзора.
Кто такие помогающие практики?
Коучи, психологи, консультанты по стилю, питанию, финансам, тайм-менеджменту, отношениям и даже маркетингу. Да-да, в основе своей мы все об одном и том же. По сути это те, кто помогают делать жизнь счастливее. Вы удивитесь, даже в маркетинге я работаю с запросом на получение большего удовольствия от жизни и бизнеса. Но называть помогающих практиков «продавцами счастья» некорректно, так как счастье — ощущение сугубо субъективное, для него нет готовых рецептов. Только сам человек может к нему прийти, и роль помогающего практика – проводник на этом пути, который может подсказать приемы, лайфхаки, помочь разобраться, почему же счастья не хватает, выявить недостающие «ингредиенты» в коктейле и их дозировку.
Прийти к счастью можно миллионом способов и искусство помогающего практика – услышать, чего человек на самом деле хочет, и, исходя из этого, — помочь ему подобрать шаги, которые к этому приведут. Хорошего помогающего практика от посредственного отличает осознание границ своей зоны ответственности, умение донести их до клиента и при необходимости отправить к другому специалисту. Посредственные помогающие практики продают готовые рецепты под видом единственно правильного пути к счастью. Проблема в том, что для кого-то они действительно работают, но для большинства — нет. Из этого и растут ноги у непонимания среднестатистического клиента, что ему вообще продают, и разочарований, что вроде всё сделал по инструкции, а счастья не прибавилось.
Почему растёт рынок помогающих практиков?
На рост индустрии помогающих практиков оказывают ряд факторов.
- Пресыщенность материальным. Изобилие вещей не даёт ощущение счастья. Когда потребности нижних этажей пирамиды Маслоу удовлетворены, хочется чего-то большего: гармонии в отношениях, душевного покоя, ощущения роста и развития и т.д. И это «что-то» невозможно получить за счёт покупки новых вещей. Частый запрос: «У меня вроде всё есть, а счастья нет». Когда не надо беспокоиться о еде, крыше над головой и базовом ощущении безопасности, когда задача не наесться, а не обожраться, когда проблема не «где достать», а «как избавиться от ненужного», на передний план выходят совсем другие проблемы.
- Острый конфликт поколений X и Y. Ядро клиентуры помогающих практиков — «миллениалы». Согласно теории поколений, ключевое слово поколения X — «успех», который выражается в том числе в статусных материальных вещах, а поколения Y («миллениалов») — «разочарование». Для поколения X счастье ассоциируется с атрибутами социального успеха: деньги, дом, семья, машина, хорошие вещи, информация, развлечения, иными словами, высокий уровень потребления. Поколение У ставит под вопрос атрибуты социального успеха и постоянно задаёт вопрос «А зачем?» Зачем покупать машину, когда дешевле и быстрее добраться на общественном транспорте? Зачем всю жизнь платить ипотеку и быть привязанным к одному месту, когда можно снимать? Зачем вообще жениться или выходить замуж? Зачем рожать детей? Из-за этого «миллениалы» часто выглядят в глазах своих родителей «неудавшимися», что приводит к постоянным разборкам на семейных обедах и дёргающегося глаза 25-30-летнего от очередного спича мамы в духе: «Ты можешь быть каким угодно, лишь бы был здоров и счастлив. Но когда ты уже найдёшь нормальную работу? Почему тебе так мало платят? Когда ты собираешься жениться? Ты же не оставишь меня без внуков? Ну и что, так всю жизнь будешь таскаться по съёмным квартирам? Слышал, что сын тёти Маши купил новый Мерседес? Нет, что ты, ты совсем не толстый, просто крупный, но не надо тебе есть эту булочку. А так мы, конечно, тебя любим какой ты есть».
- Одиночество в больших городах, диджитализация коммуникаций и окситоциновый голод. Об одиночестве в постиндустриальном обществе уже много написано, достаточно погуглить и поисковик выдаст массу статей и даже книг, рассматривающих эту тему со всех сторон. Соцсети и мессенджеры — это прекрасно, но подлинную радость человеку дают глубокие контакты и нахождение с близкими людьми в одном пространстве, возможность пообниматься, похлопать по плечу и порыдать в жилетку. Раньше, ещё сто лет назад подобные контакты строились на том, что вместе выживать было проще. Сейчас вопрос выживания ушёл с повестки дня (см. п. 1), а новой базы для строительства отношений в коллективной памяти нет. Приходится её искать и здесь часто снова не обойтись без помогающих практиков.
- Табу на агрессию. Мир стал более цивилизованным, если что не так, нельзя вот просто так взять и дать ближнему в бубен. Раньше можно было вызвать обидчика на дуэль, разнести кабак, выпороть пару крепостных, отправиться на охоту или войну, было намного больше социально одобряемых способов дать выход негативным эмоциям не особо разбираясь в их происхождении. Сейчас социально не одобряются даже словесные выпады в то время, как запутанный клубок эмоций и стремлений внутри никуда не делся.
- Высокие нагрузки, высокие скорости, постоянный стресс и перегруз. То, что стресс стал «болезнью века» вряд ли нужно доказывать, скорее всего, вы сами ощущали это на себе, особенно, если живёте в мегаполисе. Расстояния, пробки, больши скопления людей, постоянный информационный шум, демонстрация чужого успеха в соцсетях — вот только малая часть факторов, из-за которых мы постоянно находимся под давлением. Справиться с этим давлением в одиночку очень и очень трудно.
- «Мозаичность» общества, открытый мир, доступность почти любой информации, среди которой нет готового рецепта, как жить. Если раньше люди существовали и обменивались информацией в довольно закрытых небольших группах со своим укладом и привычками, то теперь в эпоху глобализации и доступности любой информации общество напоминает винегрет, в котором каждый транслирует свою модель счастья. Буддисты, веганы, чайлдфри, «зелёные», феминистки и т.д. — у каждого своя оптика, своя система убеждений, своя правда и свой взгляд на счастье. Кто хочет почитать об этом явлении подробнее и в разрезе маркетинга, очень рекомендую кингу Сета Година «We are all weird. The Rise of Tribes and the End of Normal».
Это некоторые из факторов. О других я рассказывала на вебинаре «Большие циклы рынка. Как оседлать волну и оказаться в нужное время в нужном месте». Все эти факторы как сильный ветер разворачивают в сторону большей осознанности. Люди, у которых всё в порядке на нижних этажах пирамиды Маслоу начинают целенаправленно инвестировать своё время и ресурсы в поиск ответов на вопросы «Какой я?» «Что я хочу?» «Чем я хочу заниматься?» «Что мне подходит?» «С кем я хочу быть?» «Каких отношений я хочу?» «Как должно выглядеть моё дело, чтобы мне нравилось им заниматься?» и т.д. Можно сказать, что мы живём в эпоху расцвета самокопания в поисках душевного комфорта. Это занятие, которому ещё 100-200 лет назад могли предаваться единицы (вспоминаем лежавшего на диване Обломова с его богатым внутренним миром), потому что 99% населения были заняты выживанием. А где растёт спрос, растёт и предложение.
Что такое счастье?
Ответов на этот вопрос великое множество и все они сводятся к тому, что ощущение это сугубо субъективное. Каждый человек может эмпирически оценить, счастлив он сейчас или нет. Равно как каждый может вспомнить, когда он был счастлив, а когда — несчастлив. Это самоощущение формируется на основании того, как человек оценивает свою жизнь.
Мне понравилось одно из определений компонентов счастья:
- человек занимается тем, в чём он видит смысл;
- у него есть большие планы и цели, к которым он стремится;
- у него есть поддерживающее окружение (семья, друзья, коллеги и т.д.)
Если у человека всё в порядке по каждому из этих трёх пунктов, скорее всего, он будет ощущать себя счастливым.
И если человек удовлетворен тем, что у него есть сейчас, удовлетворен своим состоянием, динамикой своего движения, скорее всего он будет чувствовать себя счастливым. Счастье — это следствие деятельности, а когда оно цель деятельности, то становится недостижимым. У человека можно измерить уровень материальных благ, состояние здоровья, наличие семьи, количество близких связей. Обобщённая оценка совокупности всех этих критериев, когда она человека устраивает, это и есть счастье.
Позиционирование помогающих практиков
Основная ошибка позиционирования помогающих практиков — продавать само счастье. Когда я захожу на сайты или вижу посты в соцсетях, где анонсировано, что после консультации/прохождения курса и т.д. вы станете счастливее, у меня падает забрало. Это всё равно, что продавать новую машину под видом счастья. Наверняка все видели ролики с похожими сюжетами: модельной внешности герой за рулём новой машины с блаженной улыбкой мчит по дороге на фоне открыточного пейзажа. Я вам сейчас страшную вещь скажу: с блаженной улыбкой можно мчать и на старой машине на фоне совершенно обычного индустриального пейзажа. Потому что ощущение счастья и новая машина друг с другом напрямую не связаны, но машина может быть одним из компонентов счастья, улучшающим качество жизни. Равно как и результаты работы с конкретным помогающих будут одним из компонентов повышения удовлетворённости от жизни. А могут и не быть, если практик не подходит или его методы не подходят. Купив новую машину можно чувствовать себя совершенно несчастным. Сложно, правда? Понимаю, вопрос счастья вообще непростой, поэтому так много умных людей и совершают эту ошибку.
Помогающему практику правильнее позиционировать себя как проводника, который продаёт не счастье в граммах и градусах, а поддержку, сопровождение, направление, ускорение движения к целям клиента. И это изменение динамики при обращении к помогающему практику должно быть достаточно заметным, чтобы клиент увидел разницу по сравнению с «сам разберусь», но в то же время достаточно экологичным, чтобы его не «порвало» от слишком резких изменений и он не покалечил свою жизнь и жизнь близких. Наверняка вы слышали о случаях, когда человек внезапно после общения с каким-нибудь «гуру» выкинул в мусорнойе ведро 15 лет брака, бросил детей и успешную карьеру, побрил голову и уехал в Индию. Или что-то в таком духе.
Признак движения — когда пейзаж за окном меняется. Иными словами, важно, чтобы жизненный пейзаж тоже менялся, а вместе с ним и проблемы. Если проблема одна и та же и от жизни ощущение болота и хождения по кругу, то движения и развития нет. В таком случае хороший практик помогает изменить ситуацию таким образом, чтобы конкретно эта проблема исчезла. Да, на её месте появится новая, но она будет иного уровня и свойства и будет означать, что человек развивается.
Когда помогающий практик осознаёт и позиционирует себя в этой роли, то у него сам собой отпадает страх: «А что, если я решу проблему клиента и он ко мне больше не вернётся?» Вернётся и именно к вам, но с проблемами другого уровня.
Разберём на примере финансового консультанта:
- сначала он может прийти к вам с проблемой «помогите выбраться из долгов»;
- потом «как мне начать копить деньги»;
- и, наконец, «у меня скопилась сумма Х, куда мне их вложить, чтобы их не «съела» инфляция или чтобы у меня не было соблазна их потратить на какую-нибудь фигню».
И потолка в уровнях этих проблем нет, если только вы своё позиционирование сами не ограничиваете и консультируете, например, только по вопросам инвестиций. Но и в этом случае можно нащупать разные уровни и подуровни в запросах клиента, только они могут быть не таким очевидными.
Или на примере коуча по семейным отношениям:
- сначала клиент может прийти с запросом «я не могу найти себе пару и создать длительные отношения»;
- потом «мы вместе уже долго, вроде всё хорошо, но меня выводят из себя некоторые вещи»;
- и, наконец, когда семья разрослась, «как мне наладить отношения с детьми, свекровью и другими родственниками, не сойти с ума и никого не поубивать».
Аналогично, потолка в уровнях этих проблем нет, если только вы не ограничиваете своё позиционирование узким кругом вопросов, например, отношениями с детьми-подростками. Но и эти рамки не задают лимит доходов и числа клиентов, впрочем, это тема для отдельного поста.
Почему рынок помогающих практиков так быстро растёт?
Помимо роста спроса на разборки в самом себе, о котором речь шла выше, есть ещё несколько факторов.
- Низкий порог входа. Не нужно специальное оборудование, клиенты не особо интересуются образованием, хотя оно, безусловно, является фактором доверия. Основной критерий — лишь бы помогло. В большинстве сфер нет авторитетных учреждений и общепринятых стандартов, закреплённых на законодательным уровне. Назвался помогающим практиком — идёшь и помогаешь.
- Отсутствие гарантий и четких границ ответственности между клиентом и специалистом. На этой особенности рынка процветают нечистоплотные помогающие практики, которые обещают счастье по инструкции, а когда счастье не наступает, сваливают всю ответственность на клиента, что, мол, плохо или неправильно старался. Очень удобно. На эту тему я написала статью «За что платят консультантам?» о разделении ответственности за результат в консалтинге. В целом, эти принципы справедливы для всей индустрии помогающих практиков.
Отсюда вытекают вполне резонные вопросы…
Как на этом диком, но симпатичном рынке найти «своего» специалиста? И как помогающему практику показать потенциальным клиентам, что он «свой»?
Для этого важно понимать три вещи.
- Рекомендации не всегда работают. То, что помогло одному, может не подойти другому. Это факт и не надо стараться понравиться всем подряд, если вы помогающий практик, равно как не надо сцепив зубы раз за разом стараться применять методы, которые вам не подходят просто потому, что они помогли кому-то ещё и у этого специалиста много положительных отзывов. Во взаимоотношениях помогающего практика и клиента, даже виртуальных, крайней важна то, то в испанском называется sintonía. Ближе всего на русский это слово переводится как «резонанс» или то, как часто сейчас говорят, насколько вы друг у друга «откликаетесь».
- Не надо рассчитывать на чудо. «Свой» профессионал может встретиться далеко не сразу, а проблема, как вы её видите, может лежать в плоскости совсем другого специалиста, а не того, которого вы ищете. Например, в своей практике, я часто вижу, что проблемы, с которыми ко мне приходят клиенты лежат не в области маркетинга, а в области психологии и перенаправляю их к соответствующим специалистам. И, кстати, это тоже показатель уровня помогающего практика, когда он видит, где его зона ответственности за результат, а где — не его, может он помочь в этой ситуации или нет.
- Полезно обращаться к разным помогающим практикам или, если у вас нет достаточного количества ресурсов, искать того, кто практикует холистический подход и может эффективно сопровождать вас в решении проблем разного уровня, о чём я писала выше. Иногда проблема похожа на многослойный пирог и для каждого уровня нужен свой специалист. Например, проблема в бизнесе решается за счёт работы с психикой владельца с терапевтом, выстраивания бизнес-процессов с бизнес-консультантом, налаживания управления временем с консультантом по планированию и выстраивания новой маркетинговой стратегии с вашей покорной.
Если вы помогающий практик, то «сигнализировать» потенциальным клиентам, что вы «свой» можно через контент (например, вести блог или аккаунты в соцсетях) и через демо-версии своих услуг (первая бесплатная встреча-знакомство, вебинары и т.д.) Клиент должен иметь возможность почувствовать ваш подход и то, насколько он у него «откликается». Иногда на это могут уйти месяцы или годы, относитесь к этому с пониманием, сложно доверить свой внутренний мир первому попавшемуся человеку. Клиенту важно почувствовать, что вы уже достаточно долго «знакомы», пусть даже виртуально, и проникнуться к вам доверием.
Подводя итоги, массовое предложение помогающих практиков появилось в ответ на вполне конкретный спрос в удовлетворение высших потребностей пирамиды Маслоу: на понимание себя, выстраивание отношений и самоактуализацию. Этот рынок растёт и будет расти в будущем. Пока что он дикий, но симпатичный. На него низкий порог входа, на нём много сомнительных предложений, но и хороших этичных специалистов тоже много. Те, кто находят себе такого или нескольких таких для решения разных задач, быстро понимают, что помогающие практики действительно помогают сделать нашу жизнь качественно лучше, избежать дорогостоящих ошибок и не наступать на одни и те же грабли. И, в конечном счёте… стать счастливее, да.
Если вы помогающий практик и вам нужен взгляд со стороны на динамику вашего развития, приходите ко мне на консультацию по стратегическому маркетингу.
Оригинал: https://hanna-kash.ru/kto-pomozhet-najti-schaste-360-obzor-rynka-pomogayushhih-praktikov/