С детьми имеет смысл учить стихи, только если в результате ребёнок будет чётко и внятно произносить каждое слово или фразу и рассказывать стихотворение выразительно. КПД механического заучивания рифмованных строк, которые ребёнок монотонно бубнит себе под нос, минимальный, если вообще есть.
Некоторые родители жалуются, что их дети плохо запоминают или не хотят учить. Любой человек, если у него не феноменальная память, с трудом будет запоминать то, что ему непонятно, неинтересно и ненужно. Желание запоминать такое тоже не появится. Поэтому первый принцип в разучивании стихов – абсолютная понятность их содержания для ребёнка.
После того, как вы выбрали стихотворение (о том, как выбирать стихи для разучивания, я рассказываю здесь), ещё до первого прочтения его ребёнку, убедитесь, что он знает смысл всех слов и понятий, которые в нём есть.
Для этого заранее и между делом обратите его внимание на те предметы, явления или события, о которых будет идти речь в стихотворении, задайте ему вопросы, знает ли он то или иное понятие, расскажите и покажите то, что ребёнку неизвестно. При этом в свою речь включайте по возможности фразы из стихотворения.
Возьмём для примера известное стихотворение И.Токмаковой про весну, которое можно учить с ребёнком в возрасте от трёх до четырёх лет:
К нам весна шагает быстрыми шагами,
И сугробы тают под её ногами.
Чёрные проталины на полях видны.
Верно, очень тёплые ноги у весны.
Скорее всего, ребёнок не знает, что такое проталины. Лучше всего найти их в натуральном виде и показать ребёнку, обратив внимание на то, что они чёрные. Можно даже показать, как проталины образуются, приложив где-нибудь к тонкому слою снега руку. Ну и на прогулках весной предложить ребёнку искать эти проталины - можно в виде игры: кто из вас больше заметит, и конечно ребёнок должен выиграть. Одного раза бывает недостаточно. Можно дома уже спросить в этот или на следующий день: Что мы такое видели на улице? Как они называются? Расскажи бабушке, что мы видели. Для повторения можно использовать приём, будто вы сами забыли это слово и просите ребёнка подсказать.
Потом можно найти в Интернете картинку, где эти проталины видны на поле. Позвать ребёнка и сказать: Смотри, что я нашёл. И проговорить всю строчку «Чёрные проталины на полях видны». И спросить: «Что там видно?»
При необходимости, в зависимости от возраста и уровня развития ребёнка, можно заранее таким же образом (демонстрацией, наблюдением, вопросами) отработать другие фразы из стихотворения: «шагает быстрыми шагами», «сугробы тают» и даже «тёплые ноги». Последнее можно «случайно» обнаружить у самого ребёнка и заметить, что наверное такие же тёплые ноги у весны, поэтому снег тает, где она проходит.
После такой подготовки, когда вы спустя некоторое время прочтёте ему всё стихотворение, ожидайте интересного эффекта – ребёнок будет приятно удивлён, что известное ему и недавно обсуждаемое вдруг сложилось в такие гладкие строчки. Для разучивания можно сделать как будто проталины, вырезав в белых листках бумаги отверстия, соответствующие размеру стопы взрослого. Листки разложить на полу и шагать по ним. Ребёнок шагает – вы рассказываете стихотворение, вы шагаете – ребёнок рассказывает, ну или как получится.
Мощным стимулом для повторения будет ваше обещание, что Весна принесёт ребёнку подарок. Ну пусть не только Дед Мороз подарки разносит, но и каждое время года) - Вот весна до нас скоро дошагает с подарками, и надо хорошо выучить к этому времени стихотворение про неё. Приурочьте к этому какой-нибудь приятный сюрприз для ребёнка, пусть небольшой – игрушку, развивающую игру или то, что вы давно хотели ему купить, но всё думали: Не балую ли я его?) Награда за что-то хорошее и полезное, что сделал ребёнок, и потратил на это усилия, не является баловством.
И самое главное при разучивании и повторении – следите и добивайтесь, чтобы ребёнок произносил все слова чётко, достаточно громко, не торопясь и не глотая окончания, что часто бывает.
Над выразительностью можно работать, сделав акцент на некоторых словах, которые своим звучанием могут передать в какой-то мере смысл. Так, можно произносить слово «тают» чуть медленнее и протяжнее, потому что процесс таяния постепенный. И слово «тёплые» можно выделять голосом – показать, как, и попросить повторить ребёнка.
Так я учила это стихотворение со своей внучкой, когда ей было 3,5 года. Всё получилось очень легко, хотя она ребёнок не рано заговоривший. А за год – к её 4,5 годам – мы выучили ещё несколько стихотворений к каждому времени года. Вот такие:
За это время для праздников в детском саду она учила ещё три стихотворения, и каждое я помогала ей запомнить, также обсуждая с ней какие-то моменты и отрабатывая отдельные строчки.
Очень помогает в разучивании визуализация. Можно найти в Сети картинки, по возможности иллюстрирующие стихотворение, или нарисовать самим с участием ребёнка, добавив на рисунок аппликацию – можно использовать подходящие наклейки. И это совершенно неважно, хорошо или плохо вы рисуете – ребёнок будет рад любому рисунку, а участие в его создании поможет ему быстрее и легче запомнить стихотворение.
А можно создавать поделки для иллюстрации. Для осеннего праздника внучке в детском саду дали выучить стихотворение про капусту.
Капуста как царица –
Любит нарядиться.
Платье пышное надела.
Как на трон на грядку села.
Я решила просто порадовать её и смастерила такую героиню стихотворения – капусту-царицу.
Кстати, выяснилось, что ребёнку нужно было объяснить, что такое трон – грядку она видела. На всякий случай я показала ей ещё картинки нескольких цариц из сказок. Также мы обсудили, что такое «пышное платье», и я предложила ей слово «пышное» произносить «пышно»)
При таком подходе ребёнок не только легче, быстрее и охотнее выучит стихотворение, но и узнает много нового. Также такие упражнения помогают развитию содержательной части речи, учат ребёнка внимательности к деталям. И тогда разучивание стихотворения вплетается в общий процесс развития ребёнка и не становится нудным и скучным для него занятием.