Найти тему
Татьяна Васильева

Зачем учить с ребёнком стихи

Разучивание стихов было и остаётся одним из важнейших инструментов развития детей. Польза, кажется, лежит на поверхности – это развитие и улучшение памяти. Но не только.

Что касается памяти, все знают, что у детей она хорошая, они, что называется, всё впитывают, как губки. Зачем же тогда её улучшать? Разучивание стихов помогает формировать структуру памяти.

С рождения в мозгу человека начинают создаваться нейронные связи в огромном количестве. Некоторые из них постепенно исчезают, другие укрепляются и становятся основой процесса мышления, в котором память играет ведущую роль. Благодаря ритму и рифме стихи не только легче запоминаются, но и позволяют при их заучивании создавать сложные комплексы взаимосвязанных нейронных связей, в которых прочнее хранится информация, и её легче при необходимости вспомнить, потянув буквально за одно звено.

Процесс запоминания довольно сложный и ещё не изучен до конца, но совершенно точно известно, что чем больше человек запоминает чего-то, тем легче ему даётся процесс запоминания вообще. И тогда, разучивая с ребёнком стихи с детства, мы помогаем ему легче воспринимать и осваивать необходимую информацию в будущем.

Однако разучивание стихов полезно не только для улучшения памяти. Стихи – прекрасный инструмент развития речи, и фонетической её стороны, и содержательной. Грамотно подобранные стихи позволяют тренировать звуки и их сочетания, которые благодаря рифме либо повторяются, либо гармонично сочетаются друг с другом. Весёлую и интересную рифмовку ребёнок охотно будет повторять, незаметно для себя тренируя произношение.

Но едва ли не самое главное предназначение стихов – это развитие содержательной части речи ребёнка, увеличение его словарного запаса и расширение кругозора. Чтобы не упустить этот важный момент, к выбору стихов для заучивания надо относиться очень внимательно. Они должны быть не только идеальны с точки зрения лексических и грамматических конструкций, но и соответствовать возрасту ребёнка, тому уровню развития, на котором он находится.

О том, как учить с ребёнком стихи, я рассказываю в другой статье. Здесь я хотела бы обратить внимание на такой момент.

Учитывая роль стихов и их заучивания в развитии ребёнка, очевидно, что тех стихов, которые он учит, например, в детском саду, недостаточно. Вообще-то, в идеале дети в детском саду должны разучивать стихи не только к праздникам, где они эти стихи декламируют. В школьной программе детям задают учить стихотворения не для выступления, а в качестве домашнего задания. На этапе дошкольного образования разучивание стихов тоже должно быть постоянным упражнением, только не в качестве домашнего задания, как у нас часто в садах и бывает (родители получают стишок на клочке бумаге или в чате для того, чтобы они подготовили своего ребёнка к выступлению на утреннике). Стихи должны разучиваться на развивающих занятиях с теми целями, о которых я говорила выше. В большинстве садов этого не происходит по разным причинам. Но ничего не мешает родителям восполнить этот пробел. Более того, подобранные вами специально для вашего ребёнка стихотворения, которые вы поможете ему выучить, принесут ему гораздо больше пользы, чем то, что выберет для всех воспитанников работник детского сада по имеющейся у него программе.