Найти тему
Константин Согодак

Общество торговых казаков Войска Донского, как доказательство служивой подневольности казаков.

В торговых и промышленных людях на Дону в XIII в. назрела крайняя необходимость. Нужно кому-нибудь обрабатывать землю, закупать и доставлять до места назначения хлеб, разные товары, выделывать оружие и сбрую, ловить рыбу и приготовлять ее. Потребность во всем этом в то время была очень значительная. Хотя казаки и сами издавна приготовляли для себя, кустарным способом, сукна, холст, сбрую и обувь, но при частых поголовных ополчениях едва ли им этого могло хватать, а тем более, если поход объявлялся внезапно и дальний. Правительство же, озабоченное снаряжением армии для борьбы с сильнейшим врагом, не в силах было в то время придти на помощь донцам, да едва-ли и имело на то средства.

Торговля на Дону в ХVІІІ в. сосредоточивалась главным образом в Черкасске и некоторых местах низовьев Дона.

До 1750 г. в станицах, лежащих от Черкасска вверх по Дону, торговых людей совсем не было, а потому среди казаков и ничего не продавалось. С этого же времени в городах стали показываться русские купцы; одни из них покупали лошадей и рогатый скот, другие привозили р. Доном на продажу разные товары. В свою очередь местные жители стали заводить и свою торговлю, покупая у калмык то лошадей от 8 до 10 р., то лучших волов от 4 до 6 р.

Помимо русских торговых людей в Черкасск приезжали с своими товарами греки, турки и армяне; некоторые из них заезжали и в верховые казачьи городки, между которыми стал выделяться по торговле Урюпин, бывшая пограничная крепость Рязанского княжества; пробирались даже на Волгу, в Казань и Ирбит, откуда привозили на Дон китайскую шелковую камку и пушные товары .

Несмотря на богатство края и обилие естественных произведений, масса казачьего населения в ХVІІІ в. поражала своей бедностью. Причинами к тому, надо полагать, были: малая склонность казаков того времени к семейной жизни и вообще к домоводству; беспрерывные войны, отвлекавшие их от домашних занятий и промыслов, и страсть к разгулу и праздности в мирное время.

Улица в праздник на виноградных садах. Земля войска Донского II станица Цымлянская. 1875-1876
Улица в праздник на виноградных садах. Земля войска Донского II станица Цымлянская. 1875-1876

К концу ХVІІІ века общественная жизнь на Дону, торговля и промыслы стали заметно развиваться.

Дарованные войску Донскому Монаршие милости о свободной и беспошлинной торговле, по-видимому, должны были бы оживить внутреннюю жизнь казаков и привести богатый природными дарами край к процветанию, но на деле этого не было: казаки, обязанные поголовно нести военную службу и по первому зову Царя в полном вооружении и снаряжении выступать в поход, не могли свободно располагать ни временем, ни средствами, чтобы постоянно вести торговлю и промыслы, а, следовательно, и не могли вполне пользоваться дарованными им по торговле правами и привилегиями.

При выходе в поход торгующий казак должен был или совсем прекращать свои коммерческие занятия и промыслы, или предоставлять вести дело старику-отцу, освободившемуся уже от службы, или жене; но от этого торговое предприятие в успехе мало выигрывало и большею частью приходило в упадок и полное разорение. В свою очередь и московские купцы, с которыми в конце ХVІІІ и начале ХІХ века стали заводиться торговые сношения, не могли вверять в кредит на значительные суммы свои товары таким временным торговцам.

Сбор казаков на службу.
Сбор казаков на службу.

Обязательная воинская повинность на Дону существовала искони, и торговый класс казаков никогда не составлял исключения из этого, но, однако, во второй половине ХVІІІ столетия для торгующих казаков, в особенности для тех, которые обязывались поставлять для армии необходимые припасы и снаряжение, предоставлялись иногда некоторые льготы, а именно: при доставшейся очереди на службу дозволялось посылать вместо себя наемщиков. Но это мало гарантировало прочность положения хозяйственных и торговых дел казаков, так как при усиленном требовании и после поставки наемщика нанимателю все таки приходилось идти на службу, да и для службы от такого порядка вещей представлялись большие неудобства, так как в наемщики шли большей частью люди или очень старые или слишком молодые, или совсем, что называется, люди "отпетые", т.е. горькие пьяницы и сорви-головы, которым на Дону в среде казаков места не было. Такие лица доставляли много хлопот полковому начальству во время походов и давали повод к справедливым на них жалобам местных жителей.

Сборы на службу.
Сборы на службу.

На такое нежелательное в общежитии положение впервые было обращено внимание войского атамана генерал-лейтенанта М.И.Платова, решившегося во всеподданнейшем рапорте от 3 октября 1802 г. донести до сведения Государя Императора Александра І-го нижеследующее, касающееся состояния края:

"С первоначальных времен существования войска Донского оно состоит из людей военных, которые, вместе с исправлением службы Вашего Императорскаго Величества, во внутреннем своем состоянии составляют из себя классы людей в общежитии необходимых: из них одни занимаются промыслом купечества, доставляя войску потребныя вещи посторонних рукоделий, другие – судоходством по Азовскому морю, вывозя избытки края в места, где оные с выгодою продаются, третьи – торгом своим доставляют с Волги лес, необходимый для строений, четвертые, имеющие значительное рыболовство, снабжают жителей города Черкасска и многих станиц жизненными потребностями. Таковые промыслы, необходимые для внутреннего благосостояния, производятся как отставными, так и служилыми казаками, торгующими на знатную сумму. И как без сей толико важной во общежитии части, общество терпело бы во всех потребностях, даже и в самых жизненных продуктах недостаток, то прежде всего служилым промышленникам, не выходившим никогда в походы, дозволялось посылать вместо себя наемщиков, без всякой другим пользы, в собственное только себе одолжение, а через то выходили различныя по службе неудобства".

И вот, для развития торговли и промышленности на Дону и для облегчения обитателей войска Донского в способах снабжать себя необходимыми потребностями и сбывать произведения земли своей с наилучшей выгодою, 12 сентября 1804 г. последовал именной Высочайший указ на имя атамана Платова о предоставлении казакам, занимающимся торговлею и имеющим рыбоспетные заводы и торговые суда, права пользоваться льготою от службы с тем, чтобы казаки эти, которых первоначально было определено 300 человек, взносили в особый капитал, назначенный на исправление бедных казаков к службе, каждый по 100 руб., лишь за то время, когда товарищи их находились в походе. Эта мера имела для края благие последствия, так как каждый казак, занимающийся торговлей и промыслами, мог все старание употребить на развитие своего дела.

Комитет, Высочайше учрежденный в 1819 г. для устройства войска Донского, признал учреждение на Дону класса торговых казаков соответствующим пользам края, нашел в то же время необходимым увеличить состав этих казаков до 500 человек, с более точным определением организации этого общества. Предположения Комитета в 1827 г. удостоены Высочайше утверждения.

На основании Высочайшего указа, последовавшего 12 сентября 1834 года, учреждено Донское Торговое Общество, права и обязанности которого подробно определены в Высочайше утвержденном 26 мая 1835 г. положении об управлении Донского войска.

Вступившие в сие общество казаки никакой службы лично не отправляли, а вместо того взносили ежегодно каждый по 200 руб. ассигнациями. Из этих сумм составлялся военный капитал, предназначенный на исправление к службе неимущих нижних чинов и на другие собственно военные потребности. Пятисотное общество торговых казаков составлялось из всего войска и целым же войском обслуживалось. Срок службы для состоящих в торговом обществе казаков полагался общий 30-летний, до истечения коего и обязаны они платить войску положенную сумму ежегодно.

Вследствие сего донские торговые казаки везде могут свободно покупать и продавать, оптом и в розницу, не одни только произведения своего края, но все изделия российских и иностранных мануфактур, заводов и фабрик, общим законом дозволенные, производить промышленность всякого рода сухопутно и водою.

В торговое общество имеют право вступить: издавна занимающиеся торговлей, промышляющие лесом, доставляемым из губерний, имеющие торговые лавки, ведущие торг лошадьми, рогатым скотом и другими произведениями донского края, хозяева больших мореходных судов, имеющие большие рыбоспетные заводы и торгующие рыбой оптом.

Чиновники и урядники не могут вступать в торговое общество.

Торговые казаки, принадлежащие к торговому обществу, на случай отлучек по коммерческим делам, имеют увольнительные виды от Войскового Правления, а все прочие, временно торговлею занимающиеся, получают их от тех начальников, от коих по ведомству своему зависят.

Донские торговые казаки не могут нигде иметь постоянного жительства, кроме Земли Войска Донского.

Чтобы объяснить быстрый рост общества донских торговых казаков, взглянем вкратце на экономическое состояние края за прошлое столетие, а также укажем на те факторы, которые послужили к развитию торговли на Дону вообще.

Перевоз через Дон во время ярмарки Спасовской-Цымлянской. 1875-1876
Перевоз через Дон во время ярмарки Спасовской-Цымлянской. 1875-1876

В начале ХІХ в. торговля на Дону сосредоточивалась преимущественно в г. Черкасске и некоторых ближайших к нему станицах. Рыбные промыслы, доставка с Волги леса и других товаров, а также хлеба с верховьев Дона и его притоков, в особенности из Воронежской губернии, были в руках преимущественно низовых казаков. Всем памятны черкасские лодки с белыми раздутыми парусами, рассекающие весной волны Дона, или огромные барки, беляны, нагруженные щепным и скобяным товаром, идущим в Черкасск.

Возвращение казаков с ярмарки в Цымлянскую станицу. 1875-1876
Возвращение казаков с ярмарки в Цымлянскую станицу. 1875-1876

Кроме некоторых верховых станиц, в которых развилась ярмарочная торговля, как например, стан. Урюпинская, Михайловская, Пятиизбянская и друг., весь остальной край, так щедро одаренный естественными произведениями, был в полном застое. Не было ни капиталов, ни предприимчивых и свободных людей, чтобы оживить его. Мелкие пришлые ремесленники да торгаши, афени, бродившие по хуторам и станицам, не могли внушить казаку-воину ни уважения к себе, ни к своим занятиям. Более пронырливые из подобных бродячих торговцев-скупщиков, известных у казаков под общим названием „шибаев”, пристраивались к некоторым наивыгоднейшим промыслам и, нажив правдами и неправдами кругленький капиталец, благополучно убирались восвояси, не оставляя ничего для чуждого им края.

Базар в праздник в Цымлянской станице. 1875-1876
Базар в праздник в Цымлянской станице. 1875-1876

Казачье население к торговцам - шибаям и вообще ко всякого рода эксплуататорам относилось, с страшным недоверием, со сокрытою злобой и презрением. Обман, обмер, обвес и всякого рода надувательство, тонкое, низкое, иногда даже до наглости смелое – вот приемы этих хищников, практиковавшиеся по станицам много десятков лет. Казаку нельзя было купить ни ситцу на рубашку, ни сукна или нанки на одежду, ни обувь, чтобы не быть обманутым, так как купленные товары при цене, в два или три раза превышающей действительную их стоимость, оказывались всегда очень низкого качества, ситцы – линючими, сукна – гнилыми, залежавшимися с московских складов. Казак терпел, да и теперь терпит убытки также и при продаже произведений своего хозяйства, скота и хлеба. Стоило только на хлебную ссыпку в станицах Семикаракорской, Константиновской, Романовской, Цымлянской и друг., чтобы убедиться во всей наглости этих безцеремонных хищников, обиравших казаков.

Не так вели дела Донские торговые казаки. По натуре степенные, рассудительные и глубоко честные в торговых расчетах, как о них отзывается иностранец де-Романо, они не кидались в рискованные предприятия и не сулили Москве неслыханные проценты или не выдавали двойных векселей, а вели торговлю частью на наличные деньги, частью в кредит, расплачиваясь всегда, как о них сложилась поговорка, полным рублем. Войсковой Наказной Атаман Хомутов при проезде через г. Новочеркасск в пятидесятых годах светлейшего князя М.С.Воронцова, представляя ему местное дворянство и торговых казаков, выразился о последних: "Это, Ваша Светлость, люди, которые платят полным рублем". И действительно, торговые казаки оправдывали такой отзыв о них. С основания в 1805 г. города Новочеркасска, некоторые из торговых казаков перенесли свою торговлю в последний, но большинство из них осталось в прежнем Черкасске и низовых станицах, так как вновь основанный город был удален от главной водной артерии – Дона, по которому и производилось почти все торговое движение. Одни из торговых казаков, как например, Сербиновы, Мухины, Устинов, Шекин и другие поставляли казне хлеб (в 1830 – 1850 г.г.) для продовольствия кавказской армии. Зимой или с осени они отправлялись в Воронежскую губернию, в особенности в Павловский уезд, закупали там хлеб, грузили его на барки и с полой водой сплавляли к Верхней и Нижней Подпольным пристаням, верст на 7 ниже Старочеркасска. Здесь принимала его казна и с транспортами отправляла на кавказскую линию. Излишний хлеб отправлялся за границу через Таганрогский рейд.

Другие закупали скобяные товары и железо в Нижнем-Новгороде, как например, Кошкины, и сплавляли их по Волге, а потом через Качалинскую и Калачевскую пристани по Дону в низовые станицы, Старочеркасскую, Аксайскую и другие, а также в г. Новочеркасск. Мухин, Планидин, Карнеев, Блашков, Лимарев, Пудавов и др. доставляли тем же путем лес, заготовлявшийся в Вятском крае; Карнеевы, Абрамовы, Переселенковы, Рудухины, Култышкины, Трифоновы, Шапошниковы и Байдалаковы имели дело с Москвой, ездили в Макарьев, на Урюпинскую ярмарку и на ярмарку в Ромны, Полтавской губ., за мануфактурными товарами, в особенности за сукнами. Сербиновы вели обширную торговлю донскими винами в Нижнем-Новгороде, в Москве, в Петербурге и Ставрополе. К крупным виноделам принадлежали также Острокулаковы. Позднее винная торговля сосредоточилась в руках Сущенковых, Соколовых, Чеботаревых и др. Кроме того, Сербиновы занимались еще бакалейной торговлей и подрядами, а именно: постройкой войсковых зданий (Областные Присутственные места 1837 г.). Некоторые из торговых казаков, как например, Леонов и Мандрыкин, принимали на себя поставку для донских полков оружия (из Тулы), одежды, обуви и проч.

-7

Рыбная промышленность шла вперед и доведена была до громадных размеров в низовьях Дона, а также быстро развивались скотоводство и соляной промысел. Кроме этих отраслей промышленности на Дону в начале прошлого века явилась совершенно новая промышленность – виноделие, которым занимались в довольно значительных размерах, в сороковых и пятидесятых годах и даже позднее, как выше сказано, Сербиновы, Сущенковы, Соколовы (последние с 1846 г. ) и другие.

Еще в 1722 г. французский ученый Паллас, путешествуя по Дону, с большой похвалой отзывался о донских винах, сравнивая их с итальянскими. Атаман Платов обратил особенное внимание на эту промышленность и она достигла при нем высокой степени совершенства. Выписанные им немецкие виноделы, с Рейна, приготовляли из донского винограда вина столь высокого качества, что они не уступали многим иностранным. На улучшение своих виноградников, первое появление которых еще относится ко временам греков, хазар и венецианцев, обратили внимание и сами казаки, в особенности станиц Мелеховской, Раздорской и Цымлянской. Вывезенные ими из Франции (провинции Шампани) лозы в 1815 г. до того акклиматизировались, что дают и до настоящего времени вина, по качествам сходные с французскими. Белые вина раздорские и красные цымлянские при умелой выделке могут спорит с лучшими заграничными винами. Период времени с 1833 по 1843 г. можно считать самым блистательным в донском виноделии за І-ю половину прошлого столетия. Цифра вывоза донского вина за пределы войска за это время достигла до 235 000 руб. ежегодно.

Таким образом, единственным и надежным двигателем местной торговли и промышленности, в интересах края, было до 70-х годов XIX столетия общество донских торговых казаков, которое могло бы спасти край от объясненного выше ненормального в этом отношении явления, но поставленное в зависимость от установленного в последнее время порядка отбывания воинской повинности в войске, находилось в таких условиях, при которых не могли бы существовать не только возникающие, но и прочно поставленные торговые фирмы.

Доказательством этому может служить возникновение в позднейшее время на землях, принадлежащих прежде войску, таких торговых и промышленных центров, как г.г. Ростов, Нахичевань и Таганрог, населенные людьми, пользующимися большею гражданскою свободою, чем казаки, между тем как станицы Аксайская и Гниловская, имеющие лучшее, сравнительно с первыми двумя городами, местоположение, не только не подвинулись в торговом отношении вперед, но, напротив, торговля, развивавшаяся прежде в Аксае, до проведения железной дороги на Ростов, а потом на Владикавказ и Таганрог, совсем упала. Та же участь постигла и Старочеркасскую станицу.

Евграф Савельев. Древность казачества. Археология, история торговли и сельского хозяйства на Дону.

-8
-9
-10
-11
-12
https://rostov-don-dkv.blogspot.com/2019/07/blog-post.html
https://rostov-don-dkv.blogspot.com/2019/07/blog-post.html
Продолжение темы:
Беглые -- источник дохода казачьей старшины на Дону.
Очередная казачья гражданская война -- никонианцы против старообрядцев; брат на брата.
Первые упоминания о казачьих городках на Дону.
Типы поселений донцов: городки, станицы, хутора, остроги, зимовища, базы-зимовники, слободы.