Я обожаю фильмы/сериалы про спорт. Спорт почти всегда универсальная метафора жизни. Под любую жизненную ситуацию можно подобрать свой вид спорта.
Это работает в «Могучих Утках», в «Чудесах на виражах» в книге «Медвежий Угол» и еще много где, но не работает в «Дылдах». Попробую разобраться почему.
Мне нравится, что сюжет завязан на волейболе, это уникальная экспозиция, но она никак не развивается и не взаимодействует с сюжетом (замени волейбол на баскетбол — ничего не изменится).
Тренер Михаил Ковалёв теряет работу из-за скандального характера и неуважительного отношения к женщинам. Чтобы вернуться в Суперлигу, ему нужно выиграть чемпионат по волейболу с провинциальной студенческой женской командой. Помешать ему в этом постараются проректор-перфекционист Ирина и затаившая обиду экс-девушка Наталья. (КиноПоиск)
По итогу получаем premise: тренер-женоненавистник, чтобы вернуть работу должен изменить отношение к женщинам и выиграть чемпионат с женской командой.
По сути актуальная тема, но мы видели этот концепт уже тысячи раз, только с другими составляющими: «Тренер Картер», «Могучие Утки», «Хардбол», «Человек, который изменил все». «Тренер-неудачник/тренер в беде подбирает команду-неудачников, чтобы выиграть турнир». Честно, это уже настолько зашоренный штамп (я и сам на него несколько раз попадался), что сюжет может работать только за счет интересных персонажей.
Мне очень нравится Павел Деревянко, я дико кайфанул с его роли в сериале Семена Слепакова «Домашний арест», думаю, это одна из лучших ролей на тв за последние пять лет.
Главная проблема сериала «Дылды» — главный герой мудак. Я объясню, почему так считаю. Доктор Хаус, например, та еще скотина, Уолтер Уайт — да, но что заставляет нас к ним подключаться — то что они гении в своем ремесле.
Эта дает зацепиться за персонажа и подключиться. Есть масса примеров плохих/хороших персонажей, но в отличии от героя «Дылд», они нам нравятся. Декстер вообще убивает людей, но у него есть свой кодекс. Герой же Деревянко, просто редкостный мудак. Так не работает.
По истории он гениальный тренер московского «Динамо», но есть ли хоть одна сцена, где он тактически переигрывает оппонентов, принимает решение, которое меняет исход матча — нет, он просто нездоровый половозрелый мужик, главное оружие которого — едкий токсичный ор. Я не хочу дружить с таким человеком, поэтому не подключаюсь. Покажите, что он гений, что он способен на лучшее, если вы не покажите, зритель не увидит. Это одно из золотых правил мастерства за авторством Уильяма Голдмана.
При этом, я понимаю, что далее мы увидим человечную сторону тренера, но уже поздно. Нельзя так затягивать. В сериале «Уэйн», первая сцена показывает главного героя как отморозка, он противен, он мерзкий, но позже в пилоте мы понимаем, что он хороший человек под давлением обстоятельств и получив подобный твист мы следуем за ним до конца сериала.
Я почти окончательно убедился, что время сюжетов «рыба из воды» прошло. Если мы не добавляем, что-то уникальное в концепцию, то это не работает. Сейчас в российской индустрии наметилась тенденция сюжетов «из большого города в провинцию», то есть, если раньше провинциалы мечтали стать ди-джеями в Москве, теперь все наоборот. Первые пару раз это может быть весело, но в данный момент становится большим клише.
В «Дылдах» поднимается вопрос об отношении к женщинам. Главный герой ненавидит женский пол, но просит помощи у матери (хи-хит). Это не работает, потому что герой просто мудак, он ненавидит все что движется, а не только женщин. Без призрака в прошлом, который связан с женщинами, это вовсе отталкивает и мы не понимаем, почему тренировать женщин — это так зазорно.
Например, покажу когда это работает: тренер-расист тренирует темнокожих, тренер, у которого умер сын-подросток тренирует юниорскую команду, тренер-гомофоб у которого лучшие игроки нетрадиционной ориентации. Нам, к сожалению, не показали, почему женщины для героя Деревянко — это его самый главный страх, с которым он вынужден сталкиваться каждый день.
Кстати, про «вынужден», у героя все же хорошо. Какая необходимость тренировать женскую команду. Мы опять же не видим его страдания, лишения и тд. Приведу тот же сериал «Уэйн». У героя умер отец, нет денег на ренту, единственный шанс получить что-то в этой жизни, это забрать машину отца у матери, которая с ними не живет. Выбора нет, он вынужден отправится в путешествие героя. В «Дылдах» — все происходит, потому что, так нужно сюжету.
Любовные линии, мы видели тысячу раз «парень, который косячил с девушкой в прошлом доказывает, что изменился» и «парень и девушка, которые из разных миров и ненавидят друг друга, но потом влюбляются».
Ну и крючок между 1 и 2 серией звучит так «сможет ли тренер поступиться принципами и постирать грязную женскую форму». Комон, это же ситком, че придираться. Я отвечу, что сейчас 2019 год и нужно равняться на заокеанских коллег.
Честно, я пишу это не из-за лютой ненависти, а чтобы разобраться, как не допускать подобных ошибок. Я с уважением отношусь к каждому написанному слову и снятому кадру, но давайте удивлять друг друга. Давайте находить новые решения, необычных персонажей. Вообщем сценарист должен развлекать. А этого «Дылды» к сожалению не делают.