Когда во времена студенчества у нас был семинар по истории литературы эпохи романтизма, и мы обсуждали «Собор Парижской Богоматери» Виктора Гюго, мы должны были объяснить фразу Клода Фролло, который показывая на книгу, а затем на собор сказал: «Это убьёт то». Мы приводили разные причины о смене эпохи, духа времени, в том числе пересказывали то, что говорит сам Гюго в романе. Но я для себя ясного ответа на самом деле так и не услышала, и сама еще потом мысленно возвращалась к этому вопросу и через несколько лет. Потому что, казалось бы, что мешает архитектуре и литературе развиваться параллельно?
Недавно я слушала цикл лекций по истории искусств Паолы Волковой «Мост над бездной» о средневековье. И там услышала новые факты, касающиеся этого вопроса.
Готические соборы создавались гильдией каменщиков. У соборов нет авторства, нет одного архитектора. Все каменщики должны были выдержать сложные экзамены, уметь не только ваять и строить, но и делать расчеты, создавать проекты. Причем они должны были не просто хорошо делать своё дело, а создавать произведения искусства. Это были мастера, хранящие и передающие тайны строительства внутри своего профессионального сообщества.
И после того, как Гутенберг изобрел печатный станок и напечатал первую книгу – Библию – они объявили о роспуске и закрытии союза каменщиков, так как в их дальнейшей деятельности пропал смысл. Готический собор нес в себе знание о мире и его интерпретацию для человека. Но после изобретения книгопечатания каждый мог прочитать Библию, составить свое объяснение божественным событиям и свое мнение. Людям больше не нужен был посредник в виде собора. Более того, прочитав самостоятельно Библию, люди обнаружили множество неточностей, несоответствия тому, что было на самом деле написано в книге. Что привело к Реформации, к возникновению протестантизма, борьбе против богатства католической церкви. К свободомыслию, различным мнениям. К философии, которая отодвинула религию на второй план.
Готические соборы перестали строить, потому что исчезла потребность в объяснении мира посредством архитектуры. Но красота готического собора поражает нас до сих пор. Это особый мир, представленный в виде ажурного камня и радужного света цветных витражей, бесконечно высокого потолка и органной музыки.
___________________________________________________________________________________
Канал Арт опыт:
✨Проживая искусство. Саморазвитие, философия, впечатления и опыт от первого лица.
Об авторе:
👩🎓 Изучала искусство, литературу, культуру, историю. Исследую мир, занимаюсь творчеством, пишу и продаю картины. Это мой образовательный дневник