Почему то главным признаком аутизма до сих пор считается отсутствие желания общаться.
Если спросить у обывателя и даже студента педвуза, кто такой аутист? Они уверенно ответят: "Это мальчик, который сидит и смотрит в стену/катает машинку, и не хочет общаться".
По крайней мере, так было 10 лет назад. Сейчас молодые юноши и девушки описывают аутистов , так: "Интроверт, может общаться, но не хочет, аутист - хочет, но не может".
Какое же определение верно? Захожу в реабилитационный центр, где занимается мой сын.
Вот близнецы Петя и Вася, сейчас они только что пришли с улицы. Мама жалуется, что близнецы хулиганят на площадке: хватают понравившегося ребенка за куртку и тащат играть.
1,5 годовалый Рома тянется к моей юбке и заглядывает в кабинеты, где идут занятия: ему нравятся сюскания персонала.
14 летний подросток с синдромом Каннера стреляет у меня конфетку.
Среди этого бедлама сидит в планшете самый старший из посетителей - 5-летний Леонид .
Он уникален. Он ДЕЙСТВИТЕЛЬНО не хочет общаться. Из кайфа уединенения его вырывает мой сын. Мой ребенок - липучка-пристпавучка. Леонида не привлекают ни кружения вокруг, не хихиканье, ни "п(р)ивет". Тогда сын залезает на спинку кресла, где сидит Леонид, и прыгает на него сверху...
На самом деле, среди аутистов бывают интроверты и экстраверты, гипер- и гипоактивные дети. Критерий: общительность" или "необщительность" не является основанием диагностики аутизма, учитываются лишь способы общения.
Дети-аутисты проявляют внимание и выражают привязанность деструктивными способами:
Так, например, ребенок-аутист:
- вместо обычного жеста расположения совершает экстравагантный: может обнять незнакомого человека, потянуть за руку, схватить за куртку и даже толкнуть;
- не показывает нужный предмет пальцем, а протягивает к нему руку взрослого;
- преследует понравившегося ребенка, не вступая с ним в разговор, а если ребенок обратит на него внимание, стушуется и уйдет и т.п.
Они чаще обычных детей впадают в истерики и заменяют слова криком, даже если умеют говорить, плохо понимают, когда слова уместны, когда нет.
Например, когда мы в три года осваивали "привет" и "пока", то орали "привет"девочкам-подросткам на том конце площадки, которые нас однозначно не слышали, а "пока" тете, которая вышла из лифта и двери уже закрылись.
Детям с РАС:
- трудно просить, отвечать на вопросы, вести диалог (полноценно вести беседу нам помогает умение поставить себя на место другого, которое у аутистов слабо развито);
- их речь часто бывает бессвязанной, эхолалийной;
- даже если их речь полноценно сформировалась, на первый план вылезает прагматическое расстройство речи.
Об этом расстройстве очень дельно написала Ольга Витальевна Доленко в статье "К вопросу о нозологической принадлежности нарушений понимания речи у детей".
Но вкратце: аутичный ребенок может по приветствовать учительницу: "Здорово, кошелка", в ответ на вопрос друга:"А что ты делаешь?", сказать: "Не твое дело", а на вопрос подруги: "Как тебе мое новое платье, ответить: "Ты в нем жирная".
Аутистам свойственна болезненная зацикленность на каких-то играх, темах. Окружающие, как правило, не разделяют ее и не поддерживают. Например, на сегодняшний день мой ребенок больше всего обращает внимание на цифры, цвета и ... носы.
Из-за СДВГ, у него в целом меньше зацикленностей и страха общения, но и меньше контроля за своим поведением.
Соответственно, окружающие думают, что человек плохо воспитан, хам и негативно реагируют на попытки общения. Кроме того, аутисты склонны запоминать негативные моменты и циклиться на них. Уже к 3-м годам такой ребенок набирает негативный опыт коммуникации, когда не поняли, не оценили, не помогли.
Еще один фактор: у аутистов быстро накапливается сенсорная усталость и происходит сенсорная перегрузка. Стандартные жесты внимания: рукопожатия, поцелуи, длительное пребывание в шумном, ярко освещенном, людном месте могут вызывать у аутистов чувство глубочайшей усталости, раздражения, паники. Многие нуждаются в длительном отдыхе от общения.
Так что у многих аутистов развивается искусственная интроверсия. Высокофунциональный аутист, столкнувшийся с порицанием общества, сложностями общения, часто замыкается в себе и сдерживает порывы к общению. Развивается иррациональный страх общения.
Но это просто мое личное мнение, подкрепленное исследованиями психологов, а как вы думаете?
Продолжение: Умеют ли аутисты врать?