Как вспоминал Эрих фон Манштейн, один из гитлеровских генералов, предлагал использовать в деблокаде предлагал использовать батальон новейших танков «Пантера», тогда идея Манштейну показалась дикой. А ведь если бы использовали, то могли бы и прорвать советский фронт, но вот дело в том, что к тому моменту когда закончилась битва под Сталинградом, у немцев и батальона этих танков не было.
Даже в Харьковском сражении они не участвовали, и пошли в бой лишь на Курской дуге. Тогда они стали огромной проблемой для советских танкистов, ибо ни КВ, ни Т-34 со своими орудиями Ф-34 ничего не могли сделать. Конечно, входе операции «Цитадель» было всего два танковых батальона «Пантер», в каждом из которых было по 96 машин. Эти батальоны тогда сражались в составе раздутой до безобразия танковой дивизии «Великая Германия», у которой этих танков было более 300.
Дело в том, что «Пантера» это такой терминатор, у которого цель не прорвать фронт(на то есть артиллерия и мото/мехпехота), а быть мобильным вариантом мощного противотанкового орудия, который, конечно может использоваться в прорыве фронта, но есть один ньюанс. Дело в том, что «Пантера» крайне слаба в наступлении,у нее табличная скорость на пересеченной местности 25-35 км/час, однако бортовая броня была от 40 до 50 мм, что на тот момент было уязвимо для основных советских противотанковых, дивизионных, танковых орудий.
И для русских танкистов это был шанс, которым приходилось пользоваться. В плане скорости Т-34 и Т-5 одинаковы, в плане орудий Т-5 лучше, и его 75-мм орудие било русски танки на дистанции в 1 км. Лобовую броню, русская же пушка Ф-34, брала на минимальных дистанциях в 50-100 м, а вот по бортам могла лупить на дистанции до 1 км, вот только надо еще юркнуть так, чтобы противник бочок обнажил. Теперь уже русские танкисты попали в ситуацию немецких лета 41-го: не пробивается вражеская броня.
В основном, согласно советским данным немецкие машины брали с бортов, и еще один способом — танковая засада. Прием классический, но иногда максимально удачный, в борьбе с «Тиграми» это чуть ли не единственный вариант, а уж для менее бронированной «Пантеры» очевидный финал. Хотя, действовали так довольно нередко, и немецкие танкисты, которые воевали на «Пантерах» вспоминали, что русские танкисты подходили к ним вплотную, на дистанцию метров в 50, и для противника это был еще один вариант культурного и военного шока, сами немцы старались действовать с максимальных дистанций, тем более в боях на Курской дуге.