Найти в Дзене
Фронтир и Дикий Запад

"Славная стрелка" - Битва при Плезант Пойнт. Первый бой американской революции

Вечером 9 октября 1774 года почти тысяча американских ополченцев из Западной Вирджинии расположились лагерем при слиянии рек Огайо и Большая Кэноу. Это было живописное место - обширный луг треугольной формы в окружении рек и холмов, поросших густым, лиственным лесом, почти непроходимым из-за подлеска и поваленных ветром деревьев, значительное количество которых было прибито к берегам Огайо. Один из первопроходцев - Саймон Кентон, назвал это место «Пойнт Плезант» - Славная (милая) Стрелка (мыс), и вскоре здесь должно было произойти сражение, которое определит расклад сил на западной границе 13 Колоний, на следующие 4 года Американской войны за независимость. Вирджинцы Пришедшие на Стрелку ополченцы, практически полностью были из западных графств провинции Вирджиния. Несмотря на растущие разногласия между Британией и ее американскими колониями, они откликнулись на призыв вирджинского губернатора лорда Данмора отправиться в поход против индейцев долины Огайо. Ибо речь шла о целости
Оглавление

Вечером 9 октября 1774 года почти тысяча американских ополченцев из Западной Вирджинии расположились лагерем при слиянии рек Огайо и Большая Кэноу. Это было живописное место - обширный луг треугольной формы в окружении рек и холмов, поросших густым, лиственным лесом, почти непроходимым из-за подлеска и поваленных ветром деревьев, значительное количество которых было прибито к берегам Огайо.

Один из первопроходцев - Саймон Кентон, назвал это место «Пойнт Плезант» - Славная (милая) Стрелка (мыс), и вскоре здесь должно было произойти сражение, которое определит расклад сил на западной границе 13 Колоний, на следующие 4 года Американской войны за независимость.

Вирджинцы

Пришедшие на Стрелку ополченцы, практически полностью были из западных графств провинции Вирджиния. Несмотря на растущие разногласия между Британией и ее американскими колониями, они откликнулись на призыв вирджинского губернатора лорда Данмора отправиться в поход против индейцев долины Огайо. Ибо речь шла о целости их собственных домов и жизни их близких.

В основном это были мелкие фермеры, привыкшие к трудной жизни на приграничных землях вдали от цивилизации, а поэтому воспитавшие в себе чувства индивидуальности и частной инициативы. Их было почти невозможно дисциплинировать, но можно было сплотить если указать общую цель, особенно касающуюся целости их собственных волос на голове.

Единообразной военной формы они не носили и пошли на войну в своей повседневной одежде - охотничьих рубашках с бахромой, шерстяных или льняных кафтанах, рубашках. Обутые в мокасины или грубые кожанные башмаки, шерстяные брюки, дополненные кожаными или шерстяными леггинсами. На головах были треуголки всевозможных фасонов и материалов или круглые шапки с маленькими полями, а опытные лесовики конечно же носили меховые шапки.

Вооружены они были под стать своей разномастной одежде, тут были и английские Браун Бесс, торговые и охотничьи гладкоствольные ружья и входившие в массовый обиход пограничных жителей длинные нарезные винтовки, получившие через 30 лет название кентуккийских. За поясами расшитыми бисером по индейской моде были заткнуты ножи и томагавки.

Предводительствовали этой армией фермеров их же земляки офицеры-вирджинцы, опытные в пограничной войне. Главным начальником был назначен Эндрю Льюис - ветеран франко-индейской войны, воевавший с самим Вашингтоном в его неудачном походе 1754 году к развилке Огайо, а затем 3 года проведший в нелегкой службе на границе Вирджинии.

Эндрю Льюис
Эндрю Льюис

Среди офицеров было 4 будущих губернатора штатов Кенукки, Тенесси, Индианы и Мисссипи. А через шесть лет 4 офицеров, дослужившийся до звания полковников в Американской армии уничтожан Легион лоялистов генерала Фергюсона на вершине Кингс-Маунтин, таким образом обеспечив Американской революционной армии первоначальный успех на южном театре боевых действий.

Индейцы

Вирджинцам противостоял нетипичный для племенного сознания индейцев союз из 6 шести народов - Шауни, Минго, Делаваров, Майями, Виандотов (гуронов) и Оттава. Все они проживали на территории долины Огайо и знали, что поток белых людей должен быть остановлен любой ценой, поэтому они объединились на большом совете, состоявшимся осенью 1771 года на берегах реки Скиото.

Самыми жестокими и воинственными воинами были шауни. За их странствия под натиском белых и неумолимую жестокость, они были прозваны современниками "бедуинами американской глуши" и "спартанцами своей расы". Шауни хвалились, что они убили белых в 10 раз больше чем любой другой индейский народ. Это племя могло выставить в поле около 1000 бойцов.

Другие племена тоже могли похвастаться славными воинскими традициями. Майами единственное племя непокоренное своим воинственным соседом -Союзом Ирокезов. Делавары могли поднять 650 воинов. Минго происходили от ирокезского племени воинственных сенека. Про виандотов на границе говорили, что они не сдаются живыми. Оттава верные союзники французов, наводили ужас на английские поселения.

Вооружение этих воинов состояло из легких, длинноствольных, торговых ружей "фузиль де шасс" и их английских аналогов. Томагавки, военные дубинки и ножи составляли их холодное оружие. В боевой раскраске, с перьями на выбритых скальповых прядях и издающие свой знаменитый боевой крик, эти дикие воины представляли серьезную угрозу в лесной войне.

Во главе этого союза находился вождь шауни Кей-туг-куа (Кукурузный стебель), кроме него среди шауни выделялся вождь Синяя Куртка. От делаваров участвовал вождь Белые Глаза. Большинству военных предводителей индейцев пока не было похвастаться чем-то выдающимся в борьбе против белых, но их имена станут широко известны во время Американской революции и Северо-западных войн.

Прелюдия

Эта война, названная по имени главного английского военачальника "Войной лорда Данмора" началась весной 1774 года. Как только отшумели зимние бури в долину Огайо нагрянула целая армия геодезистов и землемеров. Четверо землемеров были взяты в плен шауни, три дня решалась их судьба, пока индейцы их не отпустили и предупредили, что они убьют любого вирджинца западу от хребта Аллегейни.

Весть о начале войны достигла английских поселений в конце апреля. Белые стали нападать на маленькие группы индейцев в верховьях Огайо. На Желтом ручье,одном из притоков Огайо, была вырезана группа родственников знаменитого вождя минго Логана. 30 апреля они находились в питейном доме некоего Джоша Бейкера, когда вовнутрь ворвались "длинные ножи"(индейское название белых пограничников) и убили 10 минго.

Резня на Желтом Ручье, мурал в Парке  Пойнт Плезант Риверфронт
Резня на Желтом Ручье, мурал в Парке Пойнт Плезант Риверфронт

Это убийство положило началу всем ужасам пограничной, лесной войны. Вождь Логан уничтожил почти все поселения белых между реками Момонгахелла и Огайо. Тысячи колонистов бежали на восток. Губернатор Вирджинии Джон Мюррей лорд Данмор объявил войну "варварам-индейцам".

План войны заключался в том, что Данмор с 1500 человек выступит из форта Питт вниз по Огайо, а Эндрю Льюис двинется ему на встречу через хребет Аллегейни. Местом встречи был назначен Плезант-Пойнт, откуда объединенные силы должны были двинуться разорять индейские деревни на реке Скиото.

По пути к Славной Стрелке

6 сентября Льюис выдвинулся с главными силами из Лагеря Юнион в Вирджинии. Вся его армия была разделена на три колонны и они последовательно друг за другом покинули лагерь. Сначала сам Льюис, потом полковник Флеминг, а затем майор Кристиан.

Общей задачей было пересечение горного хребта Аллегейни, после чего войска достигли истоков Элк Крик и прошли по ней до впадения ее в Большую Кэноу, которая в свою очередь впадала в Огайо. До устья Элк Крик грузы везли вьючные лошади и волы, а после все припасы сгрузили в построенные каноэ. Всего было построено 27 каноэ за 9 дней с 21 по 30 сентября.

План военной кампании Лорда Данмора
План военной кампании Лорда Данмора

Офицеры старались вести войска со всеми атрибутами европейских армий, с барабанами, флейтами и с ежедневной сменой пароля. Была запрещена любая стрельба, а на длительной стоянке в устье Элк Крик еще и продажа алкогольных напитков.

6 октября главные силы вирджинцев, после160 мильного похода достигли Огайо. Был устроен временный лагерь, построены загоны для скота, укрытия для припасов. Льюис ждал прибытия лорда Данмора. Посланные разведчики сообщили, что на расстоянии 15 миль от Плезант-Пойнт индейцев не обнаружено. Надо ли говорить что они грубо ошибались.

Неудавшийся сюрприз

Индейцы наблюдали за продвижением Льюиса чуть ли не с выдвижения из Лагеря Юнион. Кроме того, Маисовый Стебель знал, то что Льюис узнает только перед днем битвы. Данмор решил не двигаться к Большой Кэноу, а устремился прямо к реке Скиото (вотчине племени шауни) через реку Хокинг.

Маршруты движения Льюиса (внизу) и Данмора (вверху)
Маршруты движения Льюиса (внизу) и Данмора (вверху)

Вождь шауни решил разгромить своих врагов по отдельности пока те не успели соединиться. Местом сбора стало бывшее городище шауни на Кэмпинг-Крик в 5 милях вверх по течению от Плезант-Пойнт. В ночь с 9 на 10 октября от 800 до 1000 индейских воинов переправились на плотах и каноэ на другой берег Огайо у Олд Таун Крик в трех милях от вирджинцев.

Индейцы стали осторожно скользить по лесу в направлении лагеря белых. Это был трудный марш в темноте среди густого подлеска и поваленных деревьев. В стане врага была тишь и гладь, никто не ожидал нападения индейцев. У шауни и их союзников были все шансы тихо снять часовых, ворваться в сонные палатки и начать резать ненавистных "ингизов".

Но столь блестяще задуманный план не удался из-за частых на войне случайностей. По утреннему холодку из вирджинского лагеря вышли двое ополченцев, за чью принадлежность до сих пор спорят два штата -Западная Вирджиния и Кентукки. Парни решили скрасить свежатинкой опостылевшую лагерную пищу из кукурузы и жесткой говядины***.

Они осторожно пробирались вдоль Огайо, высматривая оленя или индюка. Примерно в миле от лагеря они увидели "около пяти акров земли, покрытой индейцами, настолько густо насколько они могли стоять один рядом с другим». Индейцы дали залп и один из незадачливых охотников упал убитый, а второй помчался что есть сил обратно в лагерь поднимать по тревоге своих товарищей.

Карта сражения у Пойнт Плезант
Карта сражения у Пойнт Плезант

Бой с 8-00 до 12-00

Как только были произведены первые выстрелы, вирджинцы стали просыпаться и проверять свое оружие. Это было за полчаса до восхода солнца. Тут примчался выживший охотник и задыхаясь сообщил: "Индейцы идут!" Полковые барабаны забили тревогу и Льюис организовал два отряда по 150 человек каждый и отправил их навстречу нежданному врагу. Левый отряд, шедший вдоль Огайо возглавил полковник Чарльз Льюис, а правый полковник Флеминг.

Оба отряда выстроились шеренгой в два ряда и вошли в лес, в их составе были самые опытные роты ополчения, а "молодые" роты были оставлены в лагере для охраны. Примерно на расстоянии от 400 ярдов до полумили от границы лагеря левая линия напоролась на индейский залп в упор.

Бой у Пойнт Плезант, мурал в Парке Плезант Пойнт Риверфронт
Бой у Пойнт Плезант, мурал в Парке Плезант Пойнт Риверфронт

Одним из первых убитых был полковник Чарльз Льюис (брат генерала Льюиса). Он носил ярко красный, английский мундир и даже в красочном, осеннем лесу резко выделялся на общем фоне. Таким случаем не преминули воспользоваться индейцы и вскоре полковник упал с пулей в животе. Через секунду после нападения на людей Льюиса, град пуль обрушился на линию Флеминга.

И здесь вирджинцы были почти сразу лишены своего командира, сначал две пули в руку, а затем пуля в легкое вывели из строя полковника Флеминга. Правда тот остался жив и пожелав своим людям "действовать в том же духе" самостоятельно удалился в лагерь.

Индейцы между тем все сильнее напирали на белых и линия англичан стала пятиться назад. Правда обилие укрытий создавало им хороший путь к отступлению и эта ретирада не превратилась в бегство. Вожди шауни решили использовать свой любимый прием лесной войны - обход правого фланга неприятеля. Поэтому отряд покойного Льюиса под напором индейцев стал отступать к лагерю.

На выручку передовой линии бросился полковник Филд с 200 ополченцами и боевая линия была стабилизирована и удлинена. Теперь она простиралась от берега Огайо до берега Кэноу на милю с четвертью. Англичане выровняли линию с отрядом Флеминга и тогда Маисовый Стебель ударил прямо по центру англичан. В ожесточенном бою с пулей в голове упал третий за этот день полковник - Филд. Команду над линией принял капитан Шэлби и индейский натиск был выдержан.

Кульминация сражения у Пойнт Плезант
Кульминация сражения у Пойнт Плезант

Характер лесного боя

Наверное, чтобы полностью понять, что творилось у Пойнт-Плезант надо самому там оказаться, и попытаться выжить, чтобы рассказать, а это было совсем непросто. Крики вирджинских офицеров "Держите линию!", прерывался военными воплями индейцев и криками вождей «Будьте сильными, будьте сильными!».

Пороховой дым, смешивался с туманом. Из-за каждого дерева или поваленного ствола смотрело по вражескому ружью, а густой подлесок давал прекрасную возможность незаметно подкрасться в общей суматохе боя.

Бой у Пойнт Плезант, мурал в Парке Плезант Пойнт Риверфронт
Бой у Пойнт Плезант, мурал в Парке Плезант Пойнт Риверфронт

Упомянутый выше полковник Филд, укрывался за большим деревом и получил смертельное ранение в голову, когда целился из-за дерева в противника справа от него. Этот момент уловили двое индейцев слева, дали залп и одна из пуль попала в цель. Другой офицер - капитан Джеймс Уорд также был убит выстрелом в голову и вполне возможно,что пуля прилетела из ружья его собственного сына Джона, захваченного шауни в возрасте трех лет и получившего имя «Белый Волк».

То тут то там возникали яростные, рукопашные стычки, подобные гладиаторским боям. В ход шли приклады ружей, томагавки, руки, ноги и даже зубы. Один из рядовых участников боя по фамилии Кун, так вспоминал свой бой с индейцем шауни:

Я был в отчаянии, где бы я ни скрывался, дуло какой-нибудь винтовки смотрело мне прямо в лицо. Вдруг дикое, искаженное лицо дикаря, еще более страшное из-за раскраски бросилось на меня с поднятым томагавком.
Когда он закричал и прыгнул на меня, я направил на него свою винтовку и выстрелил. Пуля не попала в цель. Он с ликованием поднялся на ноги, и вращая томагавком вокруг своей головы, бросил его в меня со всей возможной силой. Я упал лицом вниз, он просвистел над моей головой и застрял в деревце. Я подскочил и выдернул его из дерева, но индеец был уже на мне и выхватил топор из моих рук.
Я схватил его за талию, одновременно обхватив обеими руками и мы споткнувшись стали кататься по земле. Наконец я разозлился, и раздавил своими большими пальцами его глаза, одновременно вцепился зубами в нос и откусил сколько смог. Крик боли и ярости вырвался из горла индейца и он отпустил топор, чтобы освободиться от моих зубов.
Я схватил ручку топора и вонзил лезвие в его мозги. Он сделал одно судорожное движение, которое оттолкнуло меня от его тела и через мгновение затих. Я сразу встал и занял укрытие за деревом, оставаясь там до конца боя и дал себе тысячу обещаний, что если я переживу это сражение, то никогда больше не ввяжусь в такую переделку. Я сдержал свое слово, ибо с тех пор я никогда не сталкивался с дикарями, и если Небеса простят меня, то никогда и не буду. В этом нет никакого веселья.

Stephen T. Mitchell in "Spirit of the Old Dominion"

-13

Кроме боевого мастерства, противники с обеих сторон демонстрировали чудеса хладнокровия, выстаскивая под вражеским огнем своих убитых и раненных. На глазах одного из капитанов один из краснокожих воинов повторил этот трюк три раза подряд. Кроме того индейцы бросали своих убитых в воды Огайо, чтобы тела павших не были осквернены врагом.

Бой с 12-00 до 18-00

С 12-00 до 13-00 общими усилиями вирджинцы подвинулись вперед и заняли невысокий гребень заваленный камнями и упавшими деревьями, которые обеспечивали превосходное укрытие. Индейцы медленно отступили ко второму гребню, который простирался от Огайо до болота, и стрельба постепенно стала утихать.

Ярость утреннего боя с выстрелами в упор и рукопашными схватками уступила место редкой перестрелке, в которой длинные винтовки вирджинцев имели полное преимущество над охотничьими ружьями индейцев.

Использовав относительное затишье, генерал Льюис вызвал с фронта трех молодых капитанов: Исаака Шелби, Джорджа Мэтьюса и Джона Стюарта, и сформировал под их командой сводный отряд, чтобы попытаться обойти левый фланг индейцев. Используя обрывистый берег Кэноу как прикрытие, они вышли за пределы видимости индейцев и поднялись вверх по сухому руслу Кривого ручья. Затем они поднялись на гребень невысоких холмов за левым флангом индейской линии и открыли огонь.

Обходный маневр при Пойнт Плезант
Обходный маневр при Пойнт Плезант

Один из источников, говорит, что Маисовый Стебель сам хотел использовать этот путь для обхода "длинных ножей", но натолкнулся на заградительный огонь ополченцев на холме. Произошедшая схватка описывается как отчаянная с использованием холодного оружия, но в конце концов индейцы были вынуждены отступить.

Индейский лидер понял,что это был не его день и приказал переправлять раненных через Огайо. Этот отход прикрывали лучшие индейские стрелки, вступая в перестрелку с вирджинцами, но те не горели желанием покидать удобную позицию, поэтому отступление прошло без заминок и продолжалось почти до темноты.

Позним вечером американцы вернулись в свой лагерь собирая по пути брошенные врагом трофеи. Из-за опасения повторного нападения были выставлены двойные посты. Вечерним паролем на этот день было определенно слово "Победа".

Итоги

Потери армии Вирджинии составили в тот день 75 убитыми и 140 ранеными, среди убитых числилось 2 полковника, 3 капитана и 3 лейтенанта. Точные потери индейцев так и не были установлены, т.к. многие мертвые были надежно спрятаны или брошены в реку. Одако, колонисты чувствовали, что потери противника по крайней мере равнялись их собственным.

На поле боя индейцы бросили 23 ружья, 80 одеял, 27 томагавков, с плащами, шкурами, мешками для пуль, пороховыми рогами и военными дубинками, которые были проданы примерно за 100 фунтов стерлингов.

По итогам военных действий был заключен мир, по которому индейцы отдавали всех белых пленников, обещали воздержаться от охоты к югу от реки Огайо или нападений на лодки на реке. Лорд Данмор дал обещание обещанием, что ни один белый больше не войдет в Кентукки и что ни один поселенец не должен ступить к северу от реки Огайо.

Мирный договор Лорда Данмора с шауни в Лагере Шарлотта. мурал в Парке Плезант Пойнт Риверфронт
Мирный договор Лорда Данмора с шауни в Лагере Шарлотта. мурал в Парке Плезант Пойнт Риверфронт

***Примечание: Двумя охотниками, обнаружившими идейцев были Джозеф Хьюи из роты Шелби и Джеймс Муни из роты Расселла. Первый был убит белым ренегатом Тавенором Россом, в то время как последний принес новость в лагерь. Хейвуд, историк штата Теннесси, говорит, что те, кто обнаружил индейцев, были Джеймс Робертсон и Валентин Севир, сержанты из роты капитана Эвана Шелби. Он добавляет: "Людям из Восточного Теннесси выпало неожиданно обнаружить врага и таким образом спасти от уничтожения целую армию провинциалов".

Основной источник: History of the battle of Point Pleasant, fought between white men and Indians at the mouth of the Great Kanawha River (now Point Pleasant, West Virginia) Monday, October 10th, 1774