Насколько они умны?
К сожалению, уровень наших рассуждений о возможностях других разумных существ, ограничен нашим собственным интеллектом. Если они умнее нас, то мы можем представить себе, что они являются более опытными в области науки и техники. Также как, к примеру, неандертальцы представляли себе (если они вообще умели представлять) более сложных существ, которые были лучшими охотниками и производителями инструментов, будучи не в состоянии представить себе искусство, дипломатию, метафизику или семантику.
Какие концепции, которые мы даже не можем начать постигать, более развитый интеллект мог создать, независимо от того, насколько ушла вперед наша наука и техника? Какой уровень понимания жизни присутствует у них?
Опять же, возвращаясь к аналогии с неандертальцами, представьте себе, что мы вступаем в контакт с расой, которая также интеллектуально развита, как неандертальцы: они поймут встречу с нами совсем не так, как поймем ее мы. Они ограничены их мозгом и не поймут наши усилия, направленные на общение с ними, между тем, мы тоже очень расстроимся и разочаруемся, так как наше взаимодействие окажется бесплодным.
Теперь представьте, что мы вступаем в контакт с расой, которая гораздо умнее нас, настолько умнее, что мы им покажемся неандертальцами. Будут ли они разочарованы нашей неспособностью сделать или понять то, что они могут сделать и понять? Или все же есть минимальный уровень интеллекта, которого мы уже достигли, посредством которого возможны все формы коммуникации.
Концепция космицизма, разработанная писателем-фантастом Говардом Лавкрафтом, определенным образом связана с этим вопросом, так как он описывает неспособность человечества понять высшие силы, которые правят Вселенной, и предпологает, что величина этих сил делает нас незначительными в великой схеме вещей.