В Национальной галерее города Лондона хранится картина Валантена де Булоня "Четыре возраста человека"
Сюжет "Четыре возраста человека" довольно-таки популярен у художников. К нему обращались многие живописцы.
Не оставил его без внимания и Валантен де Булонь, французский художник эпохи барокко, представитель караваджизма. В своем творчестве он был последователем творчества Караваджо. Подобно Караваджо, Валантен не был способен ни на какую идеализацию, признавал только живопись с натуры и брал себе в модели людей грубого разряда.
В картине "Четыре возраста Человека" тоже не наблюдается никакой идеализации. На ней изображены четыре человека разных возрастов. Без прикрас, без идеализации. Эту картину вполне можно было бы назвать групповым портретом членов одной какой-то семьи.
Но вместе с тем, картина аллегорична, что вполне соответствует её названию. Четыре человека - четыре возраста - четыре жизненных этапа. Детство, юность, зрелость, старость...
На переднем плане ребенок, играющий с игрушкой. Он увлечен ею, не замечает ничего вокруг.
Справа - юноша с лютней. Юность - пора романтики, пора влюбленности, когда самое время петь серенады.
Справа от малыша зрелый муж, погруженный в чтение книги. Зрелось - время мудрости, время знаний. Когда многое уже известно, но и хочется многое узнать.
Сзади старик с бокалом вина в руках. Как отсылка к итальянской пословице "вино — молоко для стариков".
Сумеречное освещение и обособленность персонажей друг от друга придают картине философскую окраску мимолетности жизни, быстротечности времени, которое никого не ждет.
Каждый возраст жизни человека - равнозначен. Только детство впереди, а старость уже позади. Но через все этапы человеку надлежит пройти. Каждый важен, каждый нужен. И каждый этап нужен для определенного действия - игры, романтики, мудрости, подведения итогов.