Хотите верьте, хотите нет и во времена СССР рыночная экономика иногда заставляла наши заводы активно шевелится. Ярким примером такого "шевеления" был Тульский Завод им. Рябикова. В 80-х годах прошлого века спрос на мотороллеры практически упал. Дороги делили всевозможные мотоциклы и автомобили. Вятский завод перестал выпускать свои "Вятки", а Тульский решил побороться.
Трехколесные мотороллеры пользовались спросом в селе и на кладбищах, а двухколесные продавались в очень маленьких количествах. И тогда Тульский завод разработала мотоцикл Тула. Надо отдать должное конструкторам ТулМашЗавода, они всегда стремились в будущее и строили очень хорошую технику.
1981 Год. Первые ТМЗ Тула выкатились с завода на советские дороги. Дизайн мотоцикла был очень притягательным. Стильно, модно, молодежно! Еще бы! Разрабатывали его в Городе на Ниве. Если сравнивать с зарубежной техникой того же класса - он был очень хорош. На фоне нашей техники он тоже сильно выделялся.
Массовый выпуск начался только в 1986 году и Тулы делали вплоть до 1996 года.
За это время был ряд технических улучшений, но концепция осталась все той же.
Конструкция обычная, рама - дуплексная.Очень компактный, рассчитан на постоянные падения. Бак на 12 литров. Подвеска - передняя вилка телескопическая с гидравлическими амортизаторами. Задняя подвеска - маятниковая, с гидравлическими амортизаторами. Интересная особенность - передок и амортизаторы задней подвески взяли от мотоцикла "Восход". Двигатель - двухтактный, одноцилинровый с принудительным воздушным охлаждением. До этого такой тип охлаждения на мототехнику в Союзе никто никогда не ставил.
Рабочий объем - 199 куб.см. Мощность - 12 л.с. при 5300 оборотах в минуту. Питается - АИ -76 с маслом. Расход 4-5 литров на сотню. Колеса - взаимозаменяемые. Сухой вес мотоцикла 130 кг.
У мотоцикла неспешный но уверенный разгон. Максимальная скорость - 90 км. в час. Для мотоцикла это мягко говоря мало. Но! Мотоцикл рассчитывался на бездорожье, он и создавался для сельских жителей, охотников и рыболовов.
При разработке Тулы, конструкторы использовали лучшие инженерные решения накопленные годами. Но, после развала СССР качество сборки Тул резко снизилось. Одновременно с этим в страну хлынули заграничные мопеды, мотоциклы которая даже в б/у состоянии была в чем то лучше, а главное дешевле. Рыночная экономика - выживает сильнейший. Теплые воспоминания об этом замечательном аппарате в комментариях - приветствуются.)