Найти тему

Рецензия на фильм «Грех» о Микеланджело

Недавно в кинотеатрах вышел фильм Кончаловского «Грех», и мы, конечно, не могли обойти его стороной – не каждый год выходит лента о великом художнике!

Он привлек к себе внимание ещё на момент съемок: внушительный бюджет, съемки в Италии и, конечно, мощная фигура главного героя – Микеланджело. Кончаловский пусть и начал свою карьеру с написания сценария к «Андрею Рублеву», но снимает фильм о художнике впервые. Это очень важный аспект восприятия фильма, ведь фильм о творце — это всегда высказывание о собственном пути режиссера и его отношениях с искусством. Так каким же получился фильм о Микеланджело и самом Кончаловском?

«Божественный»?
Главный герой - гений, чье мастерство признает вся Италия, а Папа дарует ему звание “божественного”. Но на этом связь с богом для художника заканчивается, ведь грехов на душе Микеланджело предостаточно. Он горд и завистлив (это подталкивает его брать заказы, чтобы слава не досталась другим), он несдержан и легко поддается гневу (паранойя подталкивает его к безумию), он алчен и, подобно скупому рыцарю Пушкина, чахнет над забитым золотом сундуком, в то время как его ученики голодают. Только чревоугодие и похоть обходят его стороной - в самой красивой женщине он видит лишь модель для скульптуры.

Причем здесь «Монстр»?
Грехи тяготят Микеланджело и свое избавление он видит лишь в творчестве, но и искусство ему не дается просто так. Исполинский кусок каррарского мрамора, который Микеланджело пытается вывезти в Рим для работы, – почти неподвижен, как и вина на совести у скульптора. Имя ему — Монстр, именно так и назывался фильм изначально. Неподъемный, титанически огромный и прекрасный, как и все творчество мастера — Монстр оказывается ключевой фигурой в картине о муках художника. Хотелось бы здесь добавить “о муках творчества”, но именно творчества в фильме почти нет — тема создания уступает личностным драмам Микеланджело, политическим заговорам и видовым эпизодам. Оказывается, что в картине о великом творце время уделяется разве что монументальной коленке Моисея, которая выстраивается в параллель с пухлыми коленями нового Папы Римского.

Поиски Бога
Куда больше в фильме уделяется времени красотам Италии, которые сняты с очевидной оглядкой на великое итальянское кино. «Грех» - очень тактильное, живописное и рельефное кино, которое пытается добиться живописности на экране. Безусловно, нельзя не провести параллель с голливудским фильмом о Микеланджело «Муки радости» (1965) о схожем периоде жизни художника. Но если в пышном и до зубовного скрежета благонравном фильме Кэрола Рида художник просветляется и проникается божьей благодатью, то в «Грехе» он не находит ответов на свои вопросы и после потерь и невзгод просто продолжает идти по своему пути.

Великий творец оказывается обычным человеком в плену своих сомнений и страхов — возможно, это должно было подчеркнуть величие его творений, но получилось ли это у режиссера?

А вы уже успели посмотреть фильм? Можно ли поставить его на полку хороших фильмов о художниках?