Sakh.online

Как на пепелище родился известный театральный центр

Почти два послевоенных десятилетия жизнь главного театра области бурлила. Он пережил смены режиссеров и репертуаров, пожар, переезды и несколько строек. Апогеем последней стал переезд в известный всем жителям  Сахалинский международный театральный центр имени Чехова.

Сцена из спектакля «Лиса и виноград» по пьесе Гильерме Фигейредо. Сезон 1958/59 гг. Сахалинский областной драматический театр. г. Южно-Сахалинск. Фото Государственного исторического архива Сахалинской области
Сцена из спектакля «Лиса и виноград» по пьесе Гильерме Фигейредо. Сезон 1958/59 гг. Сахалинский областной драматический театр. г. Южно-Сахалинск. Фото Государственного исторического архива Сахалинской области

Восстановили всем миром

Как выяснил корреспондент skr.su, после пожара в драматическом театре Южно-Сахалинска было решено срочно  восстанавливать очаг культуры. 23 января 1947 года приказом областного гражданского управления его перевели в другое здание — бывший японский кинотеатр на улице Ленина в районе современной областной универсальной научной библиотеки. Тогда он назывался в духе времени — «Прогресс». Здание предстояло серьезно переоборудовать, на что выделили 450 тысяч рублей.

В перестройке принимал участие почти весь город. Задания раздали практически всем предприятиям. Кто-то шил костюмы, кто-то изготавливал мебель, кто-то – обувь... Были выделены материалы для изготовления декораций, а также производственные цеха 

Театр быстро вернулся к нормальной работе. Уже с февраля в новом здании прошли первые премьеры: спектакли «Старые друзья» Леонида Малюгина и «Таланты и поклонники» Александра Островского. В труппу вновь образованного театра влились и александровские артисты. В первом сезоне приехали работать на юг острова Мариям Хасанова, Владимир Новиков, Ирина Бернадская, Андрей Цветков и другие. Артисты привезли погорельцам часть костюмов, париков, бутафории, театрального инвентаря.

Следы холодной войны

Летом труппа отправилась на гастроли. В этот период прошла реконструкция театрального здания. Была переоборудована сцена, художественно-декорационный цех, расширено фойе. После этого оно уже  располагало такими сценическими возможностями, которые позволяли ставить фундаментальные спектакли.

Осенью 1948 года театр вновь принимал зрителей. Ежегодный репертуар состоял из 13–15 спектаклей. Это был зал с великолепной акустикой, которую отмечали Александр Вертинский, Вадим Козин, Максим Михайлов, Павел Кадочников и Вольф Мессинг. Здание служило Мельпомене 18 лет.

Сахалинский областной драматический театр. 1950-е годы. г. Южно-Сахалинск.
Сахалинский областной драматический театр. 1950-е годы. г. Южно-Сахалинск.

Через год директором театра назначили Ивана Усова, художественное руководство осуществлял Яков Цейкинский. Основу репертуара того времени составляли советские пьесы, насквозь пропитанные идеологией. Наиболее удачными спектаклями, соответствовавшими требованиям времени в тот период, были пьесы «Разлом» Бориса Лавренева, «Счастье» Петра Павленко, «Заговор обреченных» Николая Вирты и т.д.

Центральной темой стало обличение американской политики, ведь в разгаре была холодная война. Одним из ярких спектаклей 1950 года был «Голос Америки» по пьесе Бориса Лавренева, которая в то время шла повсюду. Его поставил Яков Цейкинский.

Однако Сахалинский областной отдел по делам искусств постоянно критиковал работу худрука. По идеологическим мотивам в 1951 году из репертуара были исключены постановка «Голос дракона» в инсценировке Луковского, не состоялся запланированный спектакль «У нас уже утро» Александра Чаковского. Годом позже сняли из репертуара «Дворянское гнездо» Ивана Тургенева и «Женитьбу Фигаро» Пьера Бомарше как, цитируем: «неправильно разрешенные режиссером-постановщиком». Вскоре и сам Цейкинский был переведен с должности главного режиссера областного драматического театра.

В 1954 году Сахалинскому областному драматическому театру было присвоено имя А. П. Чехова.

Время больших перемен

К концу 1952 года в Южно-Сахалинск из Москвы приехал новый главный режиссер Борис Воронов. Он считался опытным мастером, имевшим за плечами богатый театральный и жизненный опыт. С его появлением заметно изменился репертуар и повысился художественный уровень постановок. 

Борис Дмитриевич отдавал большую часть времени и сил работе с актерами. Атмосфера в театре заметно преобразилась. Все стали серьезнее относиться к репетициям, проводились занятия по усовершенствованию актерского и режиссерского мастерства.

Актеры, технический персонал, главный режиссёр Б. Воронов и главный художник Г. Золотарёв (за столом в центре). Сахалинский областной драматический театр. 1956.г.
Актеры, технический персонал, главный режиссёр Б. Воронов и главный художник Г. Золотарёв (за столом в центре). Сахалинский областной драматический театр. 1956.г.

Трудно и долго формировалась постоянная труппа театра. Среди тех, кто остался работать с Вороновым, были хорошие актеры, люди, по-настоящему влюбленные в Сахалин. В 1950-е годы на сцене областного драматического театра с блеском играли заслуженные артисты РСФСР Клавдия Соболевская, Ирина Бернадская, Аркадий Колосов, Наталья Ходорович, заслуженный артист Удмуртской АССР Виктор Герке, артисты Виктор Дозорный, Александр Морозов, Александр Лыткин, Валентин Андрейко, Николай Станиславский, Владимир Терещенко, Андрей Цветков, Анна Оськина, Нина Коротеева, Мариам Хасанова, Раиса Маленкова и другие. В  1956 году за успешную и плодотворную работу Борису Воронову было присвоено почетное звание заслуженного деятеля искусств.

Для этого режиссера было характерно обращение к крупным драматургическим произведениям: «Что делать?» Николая Чернышевского, «За власть Советов» Валентина Катаева, «Гражданин мира» Дмитрия Щеглова, «Бешеные деньги» и «Без вины виноватые» Александра Островского, «Мария Стюарт» Фридриха Шиллера, «Лиса и виноград» Гильерме Фигейреду, «Дядя Ваня» и «Вишневый сад» Антона Чехова, «Третья патетическая» Николая Погодина...

Под руководством Бориса Воронова режиссеры театра обращаются и к комедийным постановкам, и к спектаклям с серьезной социальной проблематикой: «Ошибка Анны» Константина Финна, «Несчастный случай» Михаила Маклярского и Дмитрия Холендро, «Старик» Максима Горького, «После разлуки» братьев Тур, «Блудный сын» Эугена Раннета, «В поисках радости» Виктора Розова.

Сахалинский областной драматический театр. 1957 год. г. Южно-Сахалинск.
Сахалинский областной драматический театр. 1957 год. г. Южно-Сахалинск.

Ставились детские спектакли: «Приключения Тома Сойера и Гека Финна» Марка Твена, «Два клена» Евгения Шварца.

В 1957 году прошли гастроли по соседним краям и областям. На итоговом фестивале «Дальневосточная весна» в Хабаровске в мае 1958 года спектакль «В поисках радости» Виктора Розова завоевал симпатии жюри, а Клавдия Соболевская за роль Савиной удостоилась диплома за лучшее исполнение женской роли.

К сезону 1963/64 года творческий коллектив театра значительно пополнился и составлял уже 46 человек. Вместимость зрительного зала явно отставала от запросов населения региональной столицы. К тому же здание театра находилось в аварийном состоянии и нуждалось в капитальном ремонте. Поэтому в еще октябре 1962-го в Южно-Сахалинске началось строительство нового здания областного драматического театра — известного всем Чехов-центра, который спустя два года принял первых зрителей.

Друзья, если вам понравился этот материал – подписывайтесь на наш канал, оставляйте комментарии и ставьте лайки, ведь наши ребята очень стараются рассказать вам, как можно больше самого интересного. Всем добра!