У русских огромное количество национальных традиций, связанных с застольем и употреблением спиртных напитков. А как они возникают, кто их вводит сначала в практику, потом в привычку, и почему эти традиции передаются из поколения в поколение?
Основная масса "вредных национальных привычек" прививалась русским государственной политикой. Вот один из примеров.
В 1718 году Петр Первый сочинил указ "об ассамблеях". Указ определял правила устройства открытых праздников в приемные дни: регламентировались костюмы - участники допускались только в иноземном платье, явится на ассамблею мог любой благородный, предписывалась полная свобода обращения, хозяин был не обязан торжественно встречать гостей, даже государя или членов его семьи, все обязаны были привозить с собой жен и дочерей. Так начинались светские светские традиции.
В одной комнате курили, в другой играли в шахматы или шашки, была комната для разговоров, и обязательно была комната для танцев. Петр сам любил танцы, не отставала от него императрица и дочери Анна и Елизавета, поэтому танцы поощрялись, особенно когда танцевали русские с иностранцами.
"Танцы должны были служить средством сближения между дамами и кавалерами и приучить их к искусству "житейскаго обхождения". Но один современник отмечает, что разговоры плохо налаживались, как только кончались танцы, кавалеры и дамы стремились отделиться друг от друга." - писал Брикнер в своей работе " Иллюстрированная исторiя Петра Великаго", изд. 1903 г.
Ассамблеи стали новой формой общения, призванной заменить прежние традиционные пиры и застолья, но от прежних дурных привычек отделаться трудней, чем приобрести новые. Петр часто допускал злые шутки и требовал беспрекословно следовать его желаниям. Таким образом на ассамблеях появился кубок "Большого орла" - большая "штрафная" чаша вина или водки, вмещавшая штоф, которую подносили опоздавшим.
Большой бокал был украшен российским имперским орлом - подобные сохранились в музейных собраниях, - но есть вероятность, что бокал мог не иметь ножки, чтобы его нельзя было отставить, не опрокинув, следовало осушить до дна и опрокинуть пустой на поднос. Но, полагаю, это излишнее - попробуй не выпить под присмотром государя.
Так в России появилось такое явление как "штрафная чаша/рюмка".
По своему, это был акт гуманизма: штрафную моли назначить не только за опоздание (сметь явиться позже царя?!), но и более серьезные проступки, как не успел встать и поприветствовать государя или отказался танцевать. Порой даже вельможное дворянство предпочитало принять чашу с риском напиться, поскольку лучше жестокая шутка, чем гнев и побои от взбешенного Петра Алексеевича.
А уже позже, мне кажется, это стало народной традицией, позволявшей гостя быстро привести к общей кондиции. Наверно, каждому из нас, хоть раз, приходилось оказаться трезвым среди веселой компании и, согласитесь, удовольствия мало.